Подписание соглашения о сотрудничестве между Прикамьем и Удмуртской Республикой не изменило ситуацию с заходом на рынок соседнего региона пермских производителей продуктов. При поставках на рынок Удмуртии предприятия по-прежнему испытывают трудности.
В начале июня минувшего года представительная делегация Перм-ской области во главе с исполняющим обязанности губернатора Олегом Чиркуновым побывала с визитом в Ижевске. Обсуждались темы развития межрегиональных отношений, в частности, откроется ли свободный доступ на удмуртский рынок для пермских производителей продуктов. Итогом встречи стало подписание
г-ном Чиркуновым и президентом Удмуртии Александром Волковым соглашения о сотрудничестве между территориями. С тех пор прошло полгода, и «Регионы b.c.» решили выяснить, изменились ли условия захода пермских компаний на удмуртский рынок. Оказалось, что перемен не произошло.
Одни пельмени. Согласно соглашению о сотрудничестве между Прикамьем и Удмуртской Республикой стороны должны создавать условия для сохранения имеющихся и развития новых связей между предприятиями, учреждениями, организациями двух регионов, «поощрять развитие взаимоотношений на уровне органов государственной власти и местного самоуправления», «расширять и углублять экономическое и научно-техническое сотрудничество». За этими туманными формулировками нет никаких конкретных мер, которые могли бы быть полезными для пермских производителей продуктов, однако главы субъектов РФ заверяли, что за общим соглашением последуют конкретные договоры, направленные на развитие межрегиональных экономических взаимоотношений.
Ранее пермские производители часто жаловались на админи-чстративные барьеры со стороны властей Удмуртии, из-за чего многим (например молочникам) пришлось даже прекратить поставки в Удмуртию. Летом г-н Волков заявил, что продукция пермских производителей свободно продается в республике, и никаких препятствий для ее реализации власти впредь чинить не будут. «Могу гарантировать, что если сейчас мы зайдем в любой продуктовый магазин, то пермская молочная продукция там продается», — заявил Александр Волков. Однако, когда Олег Чиркунов решил лично проверить, какие пермские продукты есть в супермаркетах Ижевска, ни молока, ни мороженого, ни винно-водочных изделий там не обнаружил. Единственным пермским продуктом в Удмуртии оказались пельмени из близлежащего Чайковского. Тем не менее, глава Прикамья заявил, что, по крайней мере, с момента подписания соглашения путь пермякам на продовольственный рынок Удмуртии открыт. «Мы создадим условия, но работать должны они сами, ведь сегодня проблемы во многом связаны с недостаточной активностью самих наших производителей», — заявил Олег Чиркунов.
Молочные реки. Производители продуктов не разделяют это мнение. По словам коммерческого директора ОАО «Перммолоко» Владимира Маркелова, за полгода, прошедшие со времени подписания соглашения, сложности при заходе на удмуртский рынок не исчезли:
— Просто так мы туда попасть не можем. Министр торговли Удмуртии очень серьезно контролирует процесс работы производителей из других регионов. Без его ведома попасть на рынок практически невозможно: прежде чем туда зайти, свое желание надо согласовать в министерстве. А что касается нашей активности… Три года назад в Ижевске была вы-ставка, мы в ней участвовали и прямо там начали заключать договоры, открыли поставки продукции. Возили по сетям магазинов. Большую активность при заходе на рынок сложно представить. Но результат реально достигается во властных структурах.
Положение пермских производителей молока на рынке Удмуртии в последние годы было особенно нестабильным. На территории республики расположено сразу несколько молкомбинатов: в Сарапуле, Ижевске, Глазове, Игре, и продукция пермских производителей вступала в острую конкуренцию с ними, особенно в летние периоды, во время перепроизводства молока.
Наиболее серьезный кризис разгорелся летом 2003 года. Тогда сразу пять удмуртских дилеров, которые ежесуточно закупали у ОАО «Перммолоко» 25-30 тонн молочной продукции, отказались от пермских поставок. В ответ пермские производители заявили, что дилеры действовали под давлением правительства республики, которое распорядилось ограничить ввоз иногородней продукции на территорию региона. Объем завоза продукции «Перммолоко» снизился до 10 тонн в день, а после аналогичных кризисов в 2004 году предприятие объявило об окончательном прекращении своих поставок на рынки Удмуртии, и с весны 2005 года пермского молока в Удмуртии нет. «У нас в Пермском крае такого нет. Заходят все, кто напрямую заключил договор с магазином. Удмуртские производители так и работают в Перми, никаких разрешений им для этого не надо. А для работы в Удмуртии нужно разрешение. В ноябре там была выставка, мы в ней участвовали, но тот же министр торговли республики однозначно сказал, что пермской продукции не будет на рынке», — говорит Владимир Маркелов.
Министр торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики Петр Пономарев также говорит о выставке, в которой, по его словам, кроме «Перммолоко», приняли участие и многие другие пермские предприятия.
Петр Пономарев:
— С производителями молока были не проблемы, а вопросы, которые просто надо было решать. Это обычный бизнес, если возникают такие вопросы. На рынке работало одно предприятие, которое демпинговало, но сейчас вопрос с ним уже решен, после заключения соглашения о сотрудничестве проблемы полностью сняты.
«Конечно, мы демпинговали, когда заходили на рынок! — возмущается Владимир Маркелов, — все так делают, надо дать людям попробовать нашу продукцию. А через два месяца мы перешли на цены местных производителей. Сам Пономарев это контролировал, наше молоко ничем по ценам не выделялось среди продукции удмуртских молкомбинатов, мы специально установили стоимость на уровне предприятия из Кеза. Даже по этим ценам наша продукция хорошо уходила. А удмуртские производители, которые работают в Перми, уже не первый год удерживают стоимость своей продукции на уровне от 1,5 до 3 рублей ниже, чем у местных. Разве это не демпинг? Если они хотят здоровой конкуренции, пусть не занижают цены».
По словам Владимира Маркелова, представителю компании, который занимался оптовыми поставками пермской молочной продукции в Удмуртию, угрожали физической расправой, если он не прекратит работать с «Перммолоко», и предприятие решило отказаться от продаж в республике.
Владимир Маркелов:
— После подписания договора о сотрудничестве ничего не изменилось. Мы говорили оптовику: «Давай работать по ценам производителей вашего региона». Он отвечал: «Не дадут мне по этим ценам работать. Ставьте выше, тогда может быть что-то и получится». А кто придет за молоком по таким ценам? Съездил туда Чиркунов, поговорили, но ничего не изменилось после этого…
Кисельные берега. Проблемы в Удмуртии возникают не только у пермских молочников. Генеральный директор ОАО «Уралалко» Владислав Баженов в интервью «Регионы b.c.» рассказал, что компания неоднократно пыталась зайти на удмуртский рынок, но «ни разу не удавалось — мешали административные барьеры». «Подобные летнему соглашения носят декларативный характер и могут подписываться сколько угодно. Реальная же ситуация такова, что их производители свободно торгуют в Перми, а мы к ним попасть не можем», — говорит г-н Баженов.
Министр торговли Удмуртии Петр Пономарев не скрывает стремления защитить местные предприятия от наплыва товаров из соседних регионов:
— Сейчас у нас идет процесс прихода крупных иногородних торговых сетей, а это неизбежно приведет к притоку дешевых иностранных товаров. Поэтому мы проводим политику поддержки местных производителей. Удмуртия всегда была вывозящим регионом. Наше сельское хозяйство работает с ежегодным приростом в 10-15 %, и себя мы обеспечиваем сами. А завозить нужно то, чего нам не хватает, дополнять друг друга.
Пермских сетевиков-ритейлеров среди желающих зайти в Удмуртию, по словам Петра Пономарева, нет. Тем не менее, министр говорит, что в республике и без этого успешно продается продукция пермских птицефабрик, произведенная в Прикамье мука.
Как заявил в разговоре с «Регионы b.c.» Валентин Ким, генеральный директор ЗАО «Агрофирма «Мясо» (производит «Чайковские пельмени»), компания не испытывает особых проблем при торговле в Удмуртии, само предприятие не поставляет продукцию в республику, этим занимаются удмуртские предприниматели. «Но, насколько мне известно, дилеры говорят, чтобы войти туда с пермской продукцией, нужно заплатить бонусы за право выставить эти товары на прилавок», — уточняет г-н Ким.
Все за стол. Несмотря на возникшие в Удмуртии проблемы, пермские производители не теряют надежды освоить этот рынок. Владислав Баженов из «Уралалко» рассчитывает на изменение федерального законодательства, которое должно свести к нулю контроль местных властей — с начала 2006 года регионы лишились прав регулирования оборота спиртосодержащей продукции. А коммерческий директор «Перммолоко» Владимир Маркелов считает, что добиться права поставлять продукцию предприятия в республику можно только путем переговоров с министерством торговли:
— Мы собирались открыть свою официальную базу в Удмуртии, написали официальное письмо, но пока не получили никакого ответа. Когда поставщика вызывают и говорят, чтобы не работал с «Перммолоко», какие еще могут быть пути решения? Ни один предприниматель, ни один магазин не возьмет пермскую продукцию. Нужно встречаться и договариваться.
По словам начальника отдела развития рынков комитета по агропродовольственной политике и развитию сельской местности департамента АПК Пермской области Светланы Тюлькиной, между Прикамьем и Удмуртией достигнуто соглашение на высшем уровне, и, если понадобится, можно организовать новую встречу на уровне министерств и департаментов двух регионов:
— Для этого необходимо, чтобы у нас были официальные заявления от предприятий, тогда мы сядем и разберемся со всеми проблемами. Мы не можем просто прийти и обратиться с жалобой. Нужно садиться за стол переговоров и выяснять. И это касается не только Удмуртии, но и других регионов, где у наших предприятий могут возникнуть проблемы, механизмы решения должны быть одинаковы.
Как заявила в разговоре с «Регионы b.c.» г-жа Тюлькина, официальных заявлений от предприятий пока не поступало, «есть только разговоры». В то же время Светлана Тюлькина подчеркнула, что департамент предпринимает меры административного характера для помощи пермским предприятиям при выходе на рынки соседних регионов: создание торговых домов, разработка регионального товарного знака. «Но это меры долговременного характера, сразу же результата не увидеть», — отмечает Светлана Тюлькина. По ее словам, такие механизмы предусмотрены и в соглашении Пермской области с Удмуртией.