Проект Comedy Club использует новый для России формат – создатели шоу говорят, что подсмотрели идею во время гастролей в США. Там крайне популярен жанр стэнд-ап комедии, когда артист просто стоит перед публикой и шутит. Причем шутит, как правило, «ниже пояса». Также популярны весьма грубые шутки о политике и знаменитостях. До сих пор в российском юморе столь же «сильно» шутил только Евгений Петросян, но он произносил длинные монологи, много кривлялся и говорил о вечном. Ребята из Comedy Club не стремятся «лечить» публику, их шутки зачастую на грани фола, они излишне физиологичны и по-американски просты. Несмотря на пока чуждый российскому сознанию американский формат и отсутствие «народных» шуток (именно за счет такого юмора стали популярны Петросян, аншлаговцы и прочие отечественные юмористы), резиденты Comedy Club буквально за год стали культовыми фигурами.

Однако одна обычная для такого формата тема практически не используется – шуток о политике в шоу не бывает. Comedy Club попытались применить и новую для России бизнес-схему, открыв в 20 городах страны свои филиалы. К середине следующего года владельцы марки Comedy Club собираются довести количество офисов до 120. По мнению исполнительного продюсера канала СТС Александра Цекало, секрет успеха этого проекта именно в том, что он «предлагает альтернативу любым другим юмористическим шоу». Кроме того, проект полностью оправдывает свое клубное название. «В Москве очень много клубов, ресторанов, но вот места, куда можно было бы прийти просто посмеяться, не было, – говорит Цекало. – И это стало настоящим клубом, поскольку в нем есть элемент избранности – в ТЦ «Атриум» остаются лишь те, кому достался пригласительный на шоу».

Эти «избранные» утверждают, что телеверсия проекта, которую еженедельно показывают на ТНТ, серьезно цензурирована – все, что происходит в СС во время представлений, показывать в телеэфире просто нельзя. Стоит отметить, СС вначале вели переговоры именно с СТС, но оказались для этого канала слишком «жесткими». После чего авторы шоу договорились с ТНТ. Правда, сейчас СТС тоже пытается развивать форматы, отличные от уже надоевших юмористических концертов типа «Аншлаг» – например, импровизационное шоу «Слава Богу, ты пришел!».

Правда, участие в одном из первых шоу на СТС резидента Comedy Club Гарика Мартиросяна выглядело странно, что еще раз говорит о явном недостатке на российском телевидении свежих идей и непримелькавшихся персонажей. Видимо, тем же обстоятельством объясняется творческий альянс Comedy Club с «Первым каналом». Уже отсняты несколько выпусков гала-концертов Comedy Club, которые будут транслироваться на «Первом». В программах не будет новых номеров – резиденты выбрали самое интересное и подходящее для «Первого» из предыдущих выпусков. По уверениям ТНТ, выпуски Comedy Club на «Первом» будут серьезно отличаться от обычных – они записываются в большой студии телевизионного комплекса «Теледом», а не в торговом центре «Атриум», другими будут и декорации. «Нам показалось интересным предложение «Первого канала» предоставить нашему проекту такую трибуну, – заявил генпродюсер ТНТ Дмитрий Троицкий. – Это отличная возможность еще больше популяризовать бренд Comedy Club, чтобы шоу увидело максимальное количество людей, которые станут постоянными поклонниками и будут смотреть ТНТ каждую неделю».

Артур Джанибекян, генеральный директор группы компаний «Комеди Клаб», говорит, что «ТНТ и «Комеди» друзья навеки, и мы совместно делаем концерты по приглашению «Первого канала», но премьера программ всё равно будет еженедельно выходить только на ТНТ». Игроки телевизионного рынка пока неохотно комментируют эту новость. Один из телевизионных продюсеров сказал «Газете.Ru», что даже в таком адаптированном варианте шоу может не понравиться постоянным зрителям «Первого канала». При этом «кастрированный» вариант может оттолкнуть как нынешних телезрителей шоу, так и тех, кто приходит на клубные выступления артистов.

Действительно, такое сотрудничество между «Первым» и ТНТ выглядит несколько странно – телевизионщики предпочитают перекупать друг у друга популярные проекты, а не делиться ими. Представители каналов не раскрывают суть сотрудничества, однако Троицкий назвал все это «бизнес-проектом». Если бы «Первый» захотел увести CC у ТНТ, то он мог сделать такое предложение авторам шоу, от которого они бы не смогли отказаться.

Причем дело здесь не только в деньгах – «Первый» на телевизионном рынке обладает огромным «административным ресурсом». Однако, по информации «Газеты.Ru», «Первый» пока решил не применять «тяжелую артиллерию», поскольку формат CC является для канала весьма радикальным – далеко не все шутки проекта могут быть показаны на «Первом», и многое пришлось бы «запикивать». Судя по всему, «Первый» решил провести эксперимент, поскольку популярность КВН и других «аншлагов» падает. К тому же «Первому» нужно срочно «омолаживать» аудиторию, которая становится все менее интересной рекламодателям.

Стоит отметить, что популярность деятелей отечественного шоу-бизнеса определяется не телерейтингами, а прежде всего гонорарами, которые они получают за выступления перед богатыми заказчиками. Как рассказали «Газете.Ru» в агентстве развлечений «Звезды XXI века», артисты Comedy Club – одни из самых высокооплачиваемых и популярных в этом жанре. «В зависимости от того, сколько резидентов проекта вы хотите видеть на своем празднике, цены будут варьироваться, – сказали в агентстве. – Но часовая программа обойдется вам не меньше чем в $10 тыс.». Столько же стоят «Новые русские бабки». Они, правда, менее капризны – совсем недавно резиденты Comedy Club отказались выступить на празднике в ближайшем Подмосковье, хотя там их ждали $15 тыс. Юмористы Елена Воробей, Юрий Гальцев, Ян Арлазоров стоят приблизительно по $5 тыс.

А спрос на Евгения Петросяна, по словам менеджера «Звезд XXI века», давно упал – он требует тоже не меньше $5 тыс., но заказов на него все меньше.
Правда, и его супруга Елена Степаненко достаточно популярна и стоит столько же. В самом низу таблицы стоят КВНщики – им платят от $3 тыс. и заказывают их неохотно, все-таки самодеятельность. Таким образом, бывшие КВНщики резиденты Comedy Club, уйдя от формата КВН, серьезно выиграли. Впрочем, ни они, ни аншлаговцы не могут сравниться с неизбывной популярностью Верки Сердючки. За ее часовое выступление придется заплатить от 30 тыс. евро, причем при необходимости коллектив из 11–17 человек прибудет прямо из Киева.

Сейчас ситуация на рынке для Comedy Club весьма благоприятна – проект предложил зрителям радикально новый подход к юмору и клубному отдыху. При этом проект постоянно привлекает других КВНщиков. Как это обстоятельство позволит существовать двум проектам в рамках одного канала, пока не совсем понятно. Однако влияние президента международного союза КВН и телевизионного творческого объединения «АМиК» Александра Маслякова достаточно велико, чтобы оградить наступление на его вотчину на «Первом канале». Стоит отметить, что представители юмористических программ-долгожителей отказываются комментировать успехи более молодых конкурентов.

4 октября 2006 10:10 | Газета.Ру