Российские и зарубежные зоозащитные организации приняли решение о создании в России и странах бывшего СССР Дня гуманного образования и альтернатив к экспериментам на животных. Это событие будет ежегодно отмечаться 24 октября. В этом году День гуманного образования ознаменуется подписанием договора о прекращении опытов на животных между Великолукской государственной сельскохозяйственной академией (ВГСХА) и международным сообществом за гуманное образование ИнтерНИЧ. Таким образом, в России появился первый вуз, полностью исключивший опыты на животных. До этого, ряд российских вузов внедрили альтернативы внутри ОТДЕЛЬНЫХ КАФЕДР. Выпускники ветеринарного отделения ВГСХА, которые будут обучаться с помощью современных альтернативных технологий, станут первыми гуманными ветврачами в России и странах бывшего СССР.
Организаторами Дня гуманного образования выступили Международное сообщество за гуманное образование ИнтерНИЧ, Центр защиты прав Животных "Вита" и Международная Ассоциация Против Болезненных Экспериментов на Животных.«Почему мы выбрали именно 24 октября?» - рассказывает региональный представитель ИнтерНИЧ в России Елена Маруева, «Ровно год назад, 24 октября 2005 года, мы подписали договор о прекращении опытов на животных на кафедре фармакологии Санкт-петербургской Государственной академии ветеринарной медицины. В октябре этого года подобный договор будет подписан между ИнтерНИЧ и Великолукской государственной сельскохозяйственной академией». ВГСХА давно имеет славу прогрессивного и гуманного вуза. Ещё несколько лет назад академия встала на путь этического
прогресса, приняв решение о внедрении альтернатив к опытам на животных. 24 октября 2006 года это решение будет подкреплено подписанием договора о сотрудничестве между главой ИнтерНИЧ Ником Джуксом и руководством ВГСХА. Заключение договора совпало по времени с открытием в академии ветеринарного отделения, где студенты будут обучаться исключительно гуманными методами. Важно отметить, что ВГСХА стала первым российским вузом, полностью исключившим опыты на животных. Преподаватели Великолукской академии проявили наибольшую прогрессивность взглядов и стремление к гуманизации учебного процесса. «Приблизительное количество подопытных животных, которых ранее использовали для демонстрации студентам по зоологии и физиологии составляло около 600 особей, из них 177 кроликов, 300-400 лягушек, 10 кур и др. животных» - рассказывает Сулейманов Ф.И., проректор ВГСХА.
«Мы побывали во многих вузах России и стран бывшего СССР»- рассказывает глава ИнтерНИЧ Ник Джукс, «Посещение Великолукской академии произвело на нас неизгладимое впечатление: искренняя заинтересованность руководства академии в замене опытов на животных , их небывалый энтузиазм и широта взглядов сделали для нас Великие Луки поистине великим городом. Решение ВГСХА о полном отказе от опытов на животных вызывает глубочайшее уважение зоозащитной общественности. Мы будем рады поддержать академию всеми силами и средствами для продолжения этого гуманного начинания». Дополнительная информация о проблеме использования животных в учебном процессе: За последнее время число студентов, требующих альтернатив экспериментам на животных, а также преподавателей, которые их поддерживают, кардинально увеличилось. Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую, не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплин. Она обратилась в суд и выиграла дело.
После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов, позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если это противоречит их нравственным принципам. А судебные процессы, в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым студентам даже был возмещен моральный ущерб (рекорд - 90 тыс. долларов). "Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный процесс против своего университета, поводом для которого была жестокость по отношению к животным во время экспериментов" – пишет студентка Франкфуртсокго Университета Биргит Воллм.
В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.
В настоящее время учёными разработано более 500 альтернатив к экспериментам на животных. Альтернативы - это трехмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной смертью, сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно с альтернативами студент не получит практического опыта.
Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто добился права учиться с помощью альтернативных методов. Кроме того, проводились специальные исследования, целью которых было выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство современных альтернатив способствуют обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993))
Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами: o Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например, виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе) o Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения
o Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время как при спользовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях
o Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят, в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными
Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция; альтернативные методы обучения используются в большинстве вузов Италии, Швеции, Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать качеством образования. Более того, благодаря альтернативам, качество образования улучшилось. ИнтерНИЧ помогает вузам внедрить гуманные методы обучения студентов. В нашей "Библиотеке альтернатив" насчитывается несколько десятков альтернативных моделей, которые можно бесплатно получить во временное пользование для ознакомления. По вопросам получения альтернатив, каталога альтернатив с описанием всех существующих альтернативных моделей к опытам на животных и видеофильма об альтернативах и движении за гуманное образование обращайтесь в Российское отделение ИнтерНИЧ. Для студентов и абитуриентов медико-биологических факультетов ИнтерНИЧ выпустила брошюру, в которой студенты и специалисты из разных стран мира рассказывают о том, как они боролись за право обучаться без проведения экспериментов на животных. Брошюру и другие материалы можно получить, обратившись по адресу: InterNICHE-Russia@yandex.ru (Российское отделение ИнтерНИЧ).