Российские и зарубежные зоозащитные организации приняли решение о создании в России и странах бывшего СССР Дня гуманного образования и альтернатив к экспериментам на животных. Это событие будет ежегодно отмечаться 24 октября. В этом году День гуманного образования ознаменуется  подписанием договора о прекращении  опытов на животных между  Великолукской государственной сельскохозяйственной академией (ВГСХА) и международным сообществом за гуманное образование ИнтерНИЧ. Таким образом, в России появился первый вуз, полностью исключивший опыты на животных. До этого, ряд российских вузов внедрили альтернативы внутри ОТДЕЛЬНЫХ КАФЕДР.  Выпускники ветеринарного отделения ВГСХА, которые будут обучаться с помощью современных альтернативных технологий,  станут первыми гуманными ветврачами в России и странах бывшего СССР.  

Организаторами  Дня гуманного образования выступили   Международное сообщество за гуманное образование ИнтерНИЧ,  Центр защиты прав Животных "Вита" и Международная Ассоциация Против Болезненных Экспериментов на Животных.«Почему мы выбрали именно 24 октября?» - рассказывает региональный представитель ИнтерНИЧ в России Елена Маруева, «Ровно год назад, 24 октября 2005 года, мы подписали договор о прекращении опытов на животных на  кафедре фармакологии Санкт-петербургской  Государственной академии ветеринарной медицины. В  октябре этого года  подобный договор будет подписан между ИнтерНИЧ и Великолукской  государственной сельскохозяйственной  академией». ВГСХА давно имеет  славу прогрессивного и гуманного вуза. Ещё несколько лет назад академия  встала на путь этического

прогресса, приняв решение о  внедрении   альтернатив к опытам на животных. 24 октября 2006 года это решение будет подкреплено подписанием договора о сотрудничестве между главой ИнтерНИЧ Ником Джуксом и руководством ВГСХА. Заключение договора совпало по времени с открытием в академии ветеринарного  отделения,  где студенты  будут обучаться  исключительно гуманными методами. Важно отметить, что ВГСХА стала первым российским вузом,  полностью исключившим опыты на животных. Преподаватели   Великолукской академии проявили наибольшую прогрессивность взглядов и стремление к гуманизации учебного процесса. «Приблизительное количество подопытных животных, которых ранее использовали для демонстрации студентам по зоологии и  физиологии составляло около 600 особей, из них  177 кроликов, 300-400 лягушек, 10 кур и др. животных» - рассказывает Сулейманов Ф.И., проректор ВГСХА.

 

«Мы побывали во многих  вузах  России и стран бывшего СССР»- рассказывает глава ИнтерНИЧ Ник Джукс, «Посещение Великолукской академии произвело на нас неизгладимое  впечатление: искренняя заинтересованность руководства академии в замене опытов на животных , их небывалый энтузиазм и широта взглядов сделали для нас Великие Луки поистине великим городом. Решение ВГСХА о полном отказе от опытов  на животных вызывает глубочайшее уважение зоозащитной общественности. Мы будем рады поддержать  академию всеми силами и средствами для продолжения этого гуманного начинания». Дополнительная информация о проблеме использования животных в учебном процессе: За последнее время число студентов, требующих альтернатив экспериментам на животных, а также преподавателей, которые их поддерживают, кардинально увеличилось. Студенты настаивают на свободе совести, свободе выбора и зачастую, не добившись решения в свою пользу, подают в суд на свое учебное заведение. Первый такой случай был в 1987 году, когда американка Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплин. Она обратилась в суд и выиграла дело.

После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов, позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если это противоречит их нравственным принципам. А судебные процессы, в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание к животным, стали достаточно распространенным явлением. Некоторым студентам даже был возмещен моральный ущерб (рекорд - 90 тыс. долларов). "Я была первой студенткой в Германии, выигравшей судебный процесс против своего университета, поводом для которого была жестокость по отношению к животным во время экспериментов" – пишет студентка Франкфуртсокго Университета Биргит Воллм.

В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.

В настоящее время учёными разработано более 500 альтернатив к экспериментам на животных. Альтернативы - это трехмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. То есть, вместо того, чтобы убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь. Клиническая практика и оперирование трупов животных, умерших естественной смертью, сводят на нет главный аргумент сторонников вивисекции, что при работе исключительно с альтернативами студент не получит практического опыта.

Многие гуманные альтернативы на самом деле эффективнее вивисекции, в чем преподаватели смогли убедиться во время работы с теми, кто добился права учиться с помощью альтернативных методов. Кроме того, проводились специальные исследования, целью которых было выяснить, насколько гуманные альтернативы действенны. Оказалось, что большинство современных альтернатив способствуют обучению и получению практического опыта не хуже, а иногда даже лучше чем вивисекция. (Р. Дауни, Дж. Медоуз (1995), М. Б. Кинзи, Р. Штраус и Дж. Фосс (1993))

Преимущества альтернатив объясняются следующими причинами: o Альтернативные методы интересны и легко запоминаются (например, виртуальная реальность, проведение экспериментов на себе) o Они позволяют подобрать индивидуальный темп обучения

o Опыты на животных не всегда удаётся воспроизвести, в то время как при спользовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях

o Альтернативные методы экономичны. Многие из них недорого стоят, в то время как ежегодные затраты на покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными

Вот почему в настоящее время в учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии, Аргентины, Словакии больше не проводится вивисекция; альтернативные методы обучения используются в большинстве вузов Италии, Швеции, Англии и Германии. При этом не пришлось жертвовать качеством образования. Более того, благодаря альтернативам, качество образования улучшилось. ИнтерНИЧ помогает вузам внедрить гуманные методы обучения студентов. В нашей "Библиотеке альтернатив" насчитывается несколько десятков альтернативных моделей, которые можно бесплатно получить во временное пользование для ознакомления. По вопросам получения альтернатив, каталога альтернатив с описанием всех существующих альтернативных моделей к опытам на животных и видеофильма об альтернативах и движении за гуманное образование обращайтесь в Российское отделение ИнтерНИЧ. Для студентов и абитуриентов медико-биологических факультетов ИнтерНИЧ выпустила брошюру, в которой студенты и специалисты из разных стран мира рассказывают о том, как они боролись за право обучаться без проведения экспериментов на животных. Брошюру и другие материалы можно получить, обратившись по адресу: InterNICHE-Russia@yandex.ru (Российское отделение ИнтерНИЧ).