Корабелы питерского предприятия «Адмиралтейские верфи» 30 октября передали компании «Совкомфлот» новый танкер – «Таврический мост». Судно завершает серию из шести суперсовременных танкеров, предназначенных для перевозки сразу нескольких различных видов грузов одновременно. Для российских судостроителей это знаковое событие.

Как сообщили в Министерстве промышленности и энергетики, «по заказам отечественных судовладельцев можно было бы ежегодно строить на существующих производственных мощностях 30-40 морских транспортных судов суммарным дедвейтом около 450-500 тысяч тонн». Но чтобы использовать имеющейся потенциал необходимо реформировать отечественное судостроение, создать условия и стимулы для его развития.

В целом одобренная недавно правительством стратегия развития судостроительной промышленности включает в себя несколько программных мероприятий. В частности, она предусматривает наряду с законодательным обеспечением развития судостроения комплексную модернизацию отрасли и переход на новые технологии. В план обновления Минпромэнерго также заложило и такие меры, как принятие нулевых ставок НДС при импорте оборудования, аналоги которого не производятся в стране, субсидирование процентных ставок по кредитам российских банков при постройке судов в России, развитие системы лизинга.

По словам руководителя Минпромэнерго РФ Виктора Христенко, рост грузооборота, в частности, за счет освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России, создает возможность развития транспортного флота. Так, российским компаниям, занятым добычей и транспортировкой углеводородов, потребуется в обозримом будущем 58 нефтяных танкеров и 27 газовых.

По мнению начальника управления эксплуатации флота крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот» Сергея Буримы, «у судостроительных предприятий, безусловно, имеются как резервы, так и перспективы в плане удовлетворения потребностей российских судовладельцев и энергетических компаний». Более того, добавляет он, «существует устойчивый спрос на продукцию отечественного судостроения, главным образом в части обеспечения морской транспортировки энергоносителей, включая будущие проекты на морском шельфе».

Отмечая некоторые существующие объективные трудности, Бурима говорит, что «российские корабелы быстро учатся». Например, если от закладки киля танкера «Троицкий мост», заказанного компанией «Совкомфлот» на «Адмиралтейских верфях», до момента его приемки прошло два года, то строительство танкера «Таврический мост» заняло уже 16 месяцев (он стал вторым судном, сданным петербургскими корабелами «Совкомфлоту» в этом году).

По мнению экспертов, сейчас нужно стимулировать спрос на продукцию судостроителей. «Добиться этого можно, обеспечив российским судовладельцам хотя бы равные с иностранными судовладельцами условия доступа к растущей национальной грузовой базе», – считает Сергей Бурима. В качестве положительного примера он привел взаимодействие российских компаний «Севморнефтегаз» «Адмиралтейские верфи» и «Совкомфлот» по обеспечению морской транспортировки сырой нефти в рамках разработки месторождения Приразломное. Результатом этого сотрудничества стал заказ его компанией на петербургских верфях двух уникальных арктических танкеров.