Очередные выборы председателя ФНПР (Федерации Независимых Профсоюзов России) пройдут на 6-м очередном съезде Федерации 14-16 ноября. Результаты заранее известны, поскольку кандидат один – Михаил Шмаков, бессменный председатель ФНПР с 1993 года. Однако в регионах, в первичных профсоюзных организациях и на предприятиях растет недовольство профсоюзным боссом.

Так уж заведено в этой «демократической организации трудящихся», что делегаты на съезд настолько тщательно отобраны, что кроме как у самого Шмакова нет шансов ни у кого избираться председателем. Иногда, ради прикола или протеста безумцы пытаются оспорить царство господина Шмакова. Но кроме насмешки они на самом съезде не встречают ничего. В этом году дела обстоят еще лучше – кандидат один. По крайне мере, других кандидатов почему-то не признают.

А, оказывается, они есть. На пресс-конференции, организованной в Москве 8 ноября, профсоюзные активисты как раз пытались привлечь внимание СМИ на альтернативную кандидатуру Зинаиды Коврижных, лидера профсоюзной организации медиков Ивановской области. По ее словам, выдвинули ее кандидатуру четыре членских организаций ФНПР, но до сих пор эта кандидатура игнорируется руководством Федерации, да и сама Зинаида Леонидовна даже не получила приглашения на съезд ФНПР…

Понятно, что, скорее всего, ее даже не пропустят на съезд, но небольшой скандал она, вместе со своими сторонниками (среди которых, например, Юрий Миловидов, исполнительный директор Профцентра), несомненно, подняла.

А этот раз скандал поднимается не на пустом месте. Во-первых, вновь созданная Партия «Справедливая Россия», в лице присутствующей на пресс-конференции оппонентов Шмакова Ирины Рукиной, советника председателя Совета Федерации и члена Центрального Совета партии, поддержала альтернативную кандидатуру. Сам лидер «СР» Сергей Миронов в недавней декларации объявил о необходимости поддержать новые профсоюзы без номенклатурной верхушки. Несмотря на возможные сомнения относительно «левизна» нового политического объединения, если новая партия перейдет от слов к делу, то это может плохо кончиться для профсоюзной номенклатуры. А ведь кроме приверженности к свободным и боевым профсоюзам есть и другая мотивация у «Справедливой России»: одним из главных лидеров «Единой России», ее конкурента номер один на политическом поле, является Андрей Исаев, председатель думского комитета по труду и социальной политике и зампредседателя ФНПР…

Наконец, есть еще одна причина беспокойства для руководства ФНПР: первичные профсоюзные организации все больше выходят из-под контроля и, уставшие от бездействия официальных профсоюзов, организуют акции протеста без их согласия и создают новые профсоюзы. Примеров уже очень много. Самые громкие из них: завод Форд в Санкт-Петербурге и работники нефтяной отрасли. Напомним, что в конце октября по всей Западной Сибири прокатилась волна митингов работников нефтедобывающей отрасли, по итогам которой было создано новое профсоюзное объединение работников нефтегазовой отрасли.

Все эти инициативы получили поддержку от свободных профсоюзов, не входящих в ФНПР и известные своей способностью организовать реальные коллективные действия («Соцпроф», «Защита труда», профсоюз авиадиспетчеров ФПАД, железнодорожников РПЛБЖ, докеров и др.)

Более того, впервые, одновременно с официальным съездом, пройдет акция протеста за демократизацию ФНПР и за полное переизбрание руководства федерации. Взял инициативу ее подготовки профком «Славнефти» (входящий в ФНПР). Для участия в этой акции специально приезжают боевые активисты нефтяники, включая недавно уволенного лидера независимого профсоюза работников нефтегазовой отрасли «Профсвобода» «Сургутнефтегаза» Александр Захаркина.

Все эти инициативы вместе взятые (и сверху и снизу) могут серьезно угрожать руководству ФНРП. Это не произойдет завтра или послезавтра, ни, конечно, на съезде, но что-то может измениться в российском профсоюзном движении. Есть два варианта развития событий: либо удастся сместить нынешнее руководство ФНПР, либо пространство откроется для появления мощных и боевых свободных профсоюзов.

Давно пора. Ведь, как отметила Зинаида Коврижных, и вместе с ней и все оппоненты руководству Федерации, ФНПР – «это не профсоюз». Во-первых, федерация защищает интересы наемных работников только на словах, а на деле же исправно соглашается с антисоциальной политикой властей, осуждает забастовки и протестные акции, тесно дружит с властью и работодателями. Во-вторых, и это давно уже не секрет, руководство ФНПР обладает огромной собственностью, и, соответственно, более заинтересовано в прибыльном управлении бизнесом, чем в защите прав наемных работников. Если этот профсоюз «независим», то это, скорее всего, от своих рядовых членов. Если это вообще профсоюз, то, как было сказано на пресс-конференции – это «профсоюз чиновников» или «корпоративный профсоюз» типа ОАО «ФНПР».

Понятно дело, вся профсоюзная верхушка (ЦК, руководители отраслевых или областных организаций), чье благополучие напрямую зависит от бизнеса, будет стоять до последнего за Шмакова. Так что самый вероятный исход событий – развитие альтернативного профсоюзного движения.

Источник http://ikd.ru

Постоянный адрес новости http://ikd.ru/Campaign/labour/Article.2006-11-08.5145