С середины октября в одной из квартир пятиэтажного кирпичного дома на Ракетной в Ижевске творится нечто из ряда вон выходящее: с разной периодичностью, разной силы и объема всегда внезапно и с непредсказуемой локализацией в жилище поступает вода.

Укрыться от «коммунального полтергейста» можно только под пленкойОна может быть холодной и прозрачной, или теплой, мутноватой, но, слава Богу, не фекальная. Сначала она просачивалась из-под плинтусов на кухне, потом стала заливать пол в ванной. Потом пошли подтеки из стыков стен с потолком сначала в маленькой комнате, где живет пожилая женщина, мать хозяйки квартиры. Далее стало накрапывать, а потом и поливать с потолка в большой комнате. А с потолка в коридоре вода сходит шумным, но коротким летним ливнем.

Что я видела своими глазами

Я находилась в квартире, где живет Наталья П-ова, 40-летний инженер-конструктор, ее 10-летний сын и 67-летняя Татьяна Ивановна, с 6 часов вечера 3-го ноября. Около восьми возникло влажное пятно вокруг просверленных коммунальщиками (в поисках причины протечек) двух отверстий. Этим и ограничилось. Минут через 15 влажность начала прибывать пятнами вокруг люстры, из-за осторожности включенной на один рожок. Оттуда упало несколько крупных капель на застеленный пленкой диван (под пленкой прячутся кошки).
Спустя минут двадцать мальчик с воплями позвал нас в кухню: две потолочные плитки, ближние к окну (ремонт Наталья закончила буквально за день до начала кошмара, в котором семья живет уже более двух недель) будто «вспотели» крупными прозрачными каплями, которые изредка срывались на пол. В кухне одно и то же явление повторилось за час еще дважды: один раз «капель» сильно ливанула в том же месте прямо на портьеру, замочив ее, а в другой раз «вспотели» другие две плитки, ближе к ванной комнате. Где-то между тремя кухонными проливами дважды случился «веселый дождик» с коридорного потолка – сильно и обильно вода плеснула, будто выдавленная через крупное сито, капли повисели несколько минут, а потом буквально минут за 15 влажное пятно высохло. Вроде ничего и не было. По словам Натальи, протечки в полу, бывшие поначалу, теперь практически прекратились. «Буйствует» потолок.

Как быть должно

Фактически семья с 15 октября не может в полной мере пользоваться ни водопроводом, ни канализацией. Прошу прощения за деликатные подробности, но с ведром к ближайшему болотцу бегать приходится не по одному разу в день.
Хозяйка демонстрирует мне кипу документов: путевки аварийной бригады, которая приезжает и отключает какую-нибудь из систем водоснабжения или канализацию. Почти наугад. Имеются пять (!) актов, составленных коммунальщиками, приходившими в разных составах, но всегда в дневное время и застававших лишь разную степень сырости. 31 октября степень эта была чрезвычайная и вопиющая.
В актах – ошибки, натяжки, передергивания, просто глупости и отсутствие причин.
Надо отдать должное Наталье, действует она достаточно грамотно: любой шаг документирует и требует от обслуживающей организации (филиал ЖРП-26 ООО «Ижкомцентр») внятных ответов, а, главное, грамотных действий.
Здесь уместно сослаться на свежий документ – постановление правительства РФ № 307 от 23 мая сего года, которым утвержден Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, а в приложении к нему подробнейшим образом описано, как надлежит делать перерасчет за услугу ненадлежащего качества. То есть в ситуации семьи П-вых водоснабжение и водоотведение как минимум именно что «ненадлежащего качества». В том же документе есть глава VIII «Порядок установления факта непредоставления… или предоставления услуги ненадлежащего качества», где перечислены все обязанности Исполнителя (обслуживающей организации и Управляющей компании, в данном случае Первомайского РОУКа), который должен, установив причину «ненадлежащего качества», устранить ее. «Допустимый перерыв в подаче холодной воды 8 часов (суммарно) в течение месяца». Далее идут неустойки.

Что есть на самом деле

Каверзность ситуации состоит в том, что квартира П-вых от водоснабжения не отключена, но и пользоваться водопроводом и канализацией они не могут – боятся залить соседей. Хотя согласно заявлению, поданному Натальей в ЖРП, ответственность за причинение вреда имуществу других жильцов теперь на обслуживающей организации, не предпринимающей надлежащих мер к устранению протечек.
А они (коммунальщики) просто сообразить не могут, в чем дело, и как эту «беду» устранить. Но и сознаться в этом не хотят.
Поэтому в ход идет всякий бред.
Так, сначала была озвучена версия об «осеннем обострении» у бабушки. Мол, ходит и поливает женщина свою собственную квартиру. Пришлось ей брать справку с работы (она работает в охране предприятия), что конкретно тот эпизод, который вызвал рождение этой смелой «версии», никак не мог быть связан с действиями отсутствовавшей в тот момент дома женщины.
Не менее «оригинальной» была версия инженера РОУКа, которая курирует данный дом. 31 октября она, внимательно посмотрев на Ваню, изрекла – «А ведь это вы сами и льете!». Особый цинизм этой реплики состоял в том, что она знала, что в соседней комнате в этот момент находились врачи «скорой помощи», оказывавшие неотложную помощь Татьяне Ивановне, которая незадолго перед тем потеряла сознание в прихожей – у нее случился гипертонический криз.
Сама Наталья, с трудом добыв через знакомых видеокамеру, укараулила таки процесс появления воды в ванной на полу и сняла его на видео. На что коммунальщики с издевкой заметили – «А порога-то не видно, вот вы через порог из тазика и подливате!»
Сотрудник аварийной бригады сантехников сказал: «Так, все понятно, они ставят на газ ведро и кипятят его весь день!»
«Закройте рот!» - в гневе окрикнула Наталью дама из Комитета защиты прав потребителей (!). Не буду называть ее фамилии, надеюсь, ей стыдно за эту реплику.
Сам термин «полтергейст» впервые в ироничном ключе употребил тоже один из начальников подразделений Горжилуправления, которых пришлось «потревожить» из-за неспособности эксплуатирующей конторы принять надлежащие меры. Эту же «версию» поддержал руководитель пресс-центра ГЖУ в сюжете, снятом для новостей ГТРК «Удмуртия», где он после кадров потопа в квартире с милой улыбкой сослался на… «барабашек».
Но апофеозом коммунального идиотизма стала прямая провокация, которую устроил (неизвестно, с чьей подачи) здешний сантехник: войдя в большую комнату, он грубо схватил подростка за плечо и выругал его. На что Наталья, как любая мать в подобной ситуации, коршуном налетела на него и вылила «ушат» эпитетов. После чего сантехник, довольно улыбаясь, извлек из-за пазухи сотовый с функцией диктофона. Зачем?!
Да, безусловно, коммунальщиков «достала» проблема этой квартиры. Они не знают, что им с ней делать. Так чего проще, надо выставить жильцов идиотами и истеричками или списать собственную беспомощность и недостаток квалификации на потусторонние силы. И ничего не делать.

Ее собственное расследование

Врагу не пожелаешь оказаться в ситуации, в которой семья П-вых живет третью неделю. А непродуктивное общение с коммунальщиками способно вывести из себя даже ангела. Но это не помешало Наталье собраться и попытаться взглянуть на «форс-мажор» с технической точки зрения. Включить аналитику. Она записывала время и последовательность выбросов. Корреляции не получалось. Она советовалась с людьми, имеющими опыт в работе с сантехническим оборудованием. Ее соседка по площадке в свое время работала на строительстве нефтемашевских домов и тоже могла знать что-то важное о качестве стен и потолочных плит. Она искала работников нефтемашевского жилотдела – может, помнят о подобных проблемах?
И набрала немало ценной информации. О том, в частности, что ряд домов (и их, в том числе) построены ради экономии по алма-атинскому проекту. Что лет шесть назад в доме произошла капитальная замена всей системы водоснабжения и канализации. А канализационный стояк замен частично, начиная со 2-го этажа. Хотя с их стояком уже тогда были проблемы, о чем красноречиво говорит ободранная стена в подъезде на марше лестницы с 1-го на 2-й этаж.
Ей жизненно важно найти ответы на вопросы о том, как вода попадает в межэтажные перекрытия и выходит из них наружу? Причем, ни в квартирах верхних этажей (П-овы живут на 2-м этаже), ни у нижних соседей таких явлений нет, а нижних залили несколько раз обычным порядком, не успевая собирать поступающий со своего потолка поток воды. Причем, эта «ниагара», как понимает Наталья, образовалась именно в тот день, когда коммунальщики «продавили» канализационный стояк, спустив две или три (а не все пять, как они говорят) ванны. Может, думает она, есть некие пустоты, которые наполняются с интенсивностью возрастающего от рабочих нагрузок давления в трубах, а спустя некоторое время эти скрытые «резервуары» отдают свои накопления через какие-то «капилляры», причем под таким давлением, что брызги достигают антресолей.
Сейчас Наталья требует допустить ее к строительной документации на свой дом. Она есть, но ее к ней не подпускают. Почему сами не смотрят? Может, там-то «собака и зарыта»? Она ищет настоящих, независимых экспертов, которые не поленились бы понаблюдать процедуру выбросов, чтобы проанализировать возможные причины.

Вывод

Случай с «нехорошей» квартирой мог бы остаться в разделе «Необъяснимые факты», если бы не общая ситуация с ижевской коммуналкой. Увы, этот водяной «полтергейст», вероятно, предвестник серийных выходов из строя систем и оборудования, с которыми наши эксплуатационники работать и не хотят, да уже, скорее всего, и не смогут – утрачены документы и квалификация. Вот тогда горожане «запоют»…