У республиканских властей и жителей столицы Удмуртии хронически не совпадают виды на использование бюджетных средств. Жители требуют денег на капитальный ремонт своих ветшающих год от года домов, а руководство республики настаивает на строительстве Дома дружбы и Ижевского зоопарка. На днях даже депутаты городской Думы впервые с момента своего избрания в октябре прошлого года проявили солидарность с требованиями ижевчан и обратились к республиканским властям с предложением выделить в 2007 году на ЖКХ дополнительные 750 млн рублей для проведение капремонта.

В Липовой роще, где отстроился президент УР Волков с сыном Андреем, нет проблем с капитальным ремонтом.На прошлой неделе министр финансов УР Владимир Бельтюков послал это обращение обратно в город. На те же три буквы. Изыскивать необходимые средства столичное ЖКХ должно самостоятельно, не ставя под угрозу финансирование любимых объектов президента Удмуртии.
Беглый анализ исполнения консолидированного бюджета Удмуртии за девять месяцев 2006 года подтверждает то, что проблема есть. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года статья на ЖКХ в текущем году оказалась единственной из основных расходных статей в бюджете Удмуртии, затраты на которую за год снизились. В январе-сентябре 2005 года расходы консолидированного бюджета республики на ЖКХ составили 1,386 млрд рублей, в текущем году за этот же период – 1,351 млрд рублей. Для сравнения: расходы Удмуртии на содержание органов власти и управления за этот же период возросли за год на 23,4 процента (615,7 млн руб. – на 01.10.06 г., 803,8 млн руб. – на 01.10.06 г.) и к концу текущего года перешагнут отметку в 1 млрд рублей.
Многочисленные митинги и демонстрации протеста, второй год проходящие в столице Удмуртии, тоже имеют свое бюджетное объяснение. Расходы консолидированного бюджета УР по статье «социальная политика» в январе-сентябре прошлого года, когда были отменены почти все региональные льготы, составили 1,703 млрд рублей, за девять месяцев нынешнего нагрузка бюджета УР на социальную сферу возросла совсем незначительно (1,765 млрд руб.). Таким образом, рост расходов по статье «социальная политика» в Удмуртии составил в среднем 6,9 млн рублей в месяц. Для сотен тысяч региональных льготников такая «социальная поддержка» прошла фактически незаметно.

В сентябре 2006 года на территории Удмуртии собрано 5 млрд. 302 млн. руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на  547 млн. руб. меньше, чем в августе 2006 года и на 893 млн. руб. больше, чем в сентябре 2005 года.Это не испортило общего праздничного настроения республиканских властей. Расходы на «культуру», в рамках которых проходит наиболее прозрачная часть затрат на помпезные мероприятия, увеличились по сравнению с январем-сентябрем 2005 года на 131,7 млн рублей (+18,3 %). При этом генеральная линия президента Удмуртии на «оптимизацию» (фактически на сокращение) культурно-образовательной инфраструктуры, находившейся на бюджетном финансировании, осталась прежней. В свете прошедших в Ижевске в августе Всероссийских сельских спортивных игр с приглашением на них президента страны Владимира Путина показательно выглядят расходы консолидированного бюджета Удмуртии по строке «спорт». В январе-сентябре 2006 года на эти цели было направлено 83,4 млн рублей (в январе-сентябре 2005 года – 63,8 млн. руб.).
Благодаря федеральным программам за девять месяцев текущего года образовался ощутимый разрыв в динамике роста расходов в сферах здравоохранения и образования. Бюджетные расходы на здравоохранение в текущем году выросли по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 24,9 процента, рост расходов по статье образование за этот же период составил только 12,9 процента. Заметно изменились и приоритеты республиканских властей в бюджетной политике по статьям «сельское хозяйство» и «транспорт и связь». В предыдущих обзорах «Д» не раз отмечал непрозрачность перекачки бюджетных средств в ряд предприятий, работающих в этих сферах. В предыдущие годы лидером по динамике роста бюджетных расходов был агропромышленный комплекс, в текущем наибольшую динамику демонстрирует «транспорт». При этом вся эта смена приоритетов заметно коррелирует с ходом приватизации предприятий АПК и транспортной сферы. В агропроме сброс государственной и муниципальной собственности в очень конкретные частные руки лиц из окружения президента Удмуртии уже заканчивается, в транспортной и дорожной сферах только начинается.
Общие расходы консолидированного бюджета Удмуртии в январе-сентябре 2006 года увеличились по сравнению с расходами за аналогичный период прошлого года на 17,5 процентов, доходы (с учетом средств от приватизации) – на 15,8 процента. Продажа акций в 2006 году принесла в бюджет 859,8 млн рублей, еще 483 млн рублей поступило от продажи муниципальной и республиканской государственной собственности. Правда, здесь много непрозрачных моментов. Так, до сих пор ничего неизвестно о судьбе 700 млн рублей, заплаченных НК ЛУКОЙЛ за республиканский пакет акций ОАО «Удмуртнефтепродукт» и поступивших в распоряжение ОАО «Удмурторф» (на балансе которого находился этот пакет акций). Однако, поскольку поступление средств, вырученных от этой сделки, совпало с назначением сына президента Волкова Андрея Волкова руководителем «Удмурторфа», семья президента Удмуртии должна знать ответ на этот вопрос. Кстати, по сравнению с январем-сентябрем 2005 года сумма доходов по статье «прочие безвозмездные поступления» (по которой могли прийти деньги от продажи акций) в этом году сократилась в 2,4 раза.
Из других статей доходов консолидированного бюджета Удмуртии в текущем году выделились акцизы, транспортный и земельный налоги. Поступления от акцизов по известным причинам на алкогольном рынке сократились по сравнению с данными прошлого года на 5,2 процента, доходы от транспортного налога уменьшились в 1,7 раза, а земельного налога (несмотря на увеличение ставок) на 11,6 процента. Вывод очевиден - резкое увеличение земельного налога фактически привело к обратному результату. Большинство населения оказалось не готово взять на свои плечи новую дополнительную нагрузку. Зато ничего не делается с любителями азартных игр, по сравнению с январем-сентябрем 2005 года поступление налога на игорный бизнес выросло в 2,3 раза и по состоянию на 1 октября перекрыло доходы бюджета от транспортного налога и почти достигло суммы средств, полученной бюджетом от земельного налога.


табл.