Правительство РФ предлагает ввести систему прямого урегулирования на рынке обязательного автострахования и упрощенную процедуру оформления ДТП - без участия ГИБДД. Ожидается, что такой подход существенно сократит сроки выплат пострадавшим в ДТП автовладельцам. Правда, играть по новым правилам как страховщики, так и их клиенты смогут только с 2008 года - переход на новую систему требует реформирования целого ряда подзаконных актов.

29 ноября представители федерального подразделения Российского союза автостраховщиков сообщили о готовящихся изменениях в закон об ОСАГО. Толчком к реформированию закона об ОСАГО стал анализ итогов трехлетнего существования этого продукта на рынке страхования, говорят эксперты. С каждым годом критики обязательного страхования автогражданской ответственности все больше - причем как со стороны страхователей, которых не устраивает размер и сроки выплат по ДТП, так и со стороны самих компаний, которые говорят о растущей убыточности по этому продукту.

По информации инспекции страхового надзора по УрФО, за 9 месяцев текущего года со стороны клиентов страховых компаний поступило 250 жалоб (на 40% выше уровня предыдущего года). "В последний год тенденция роста числа жалоб со стороны стала очень явной. В основном они связаны с нарушением страховыми компаниями сроков выплат, - уточняет Вячеслав Тарасов, заместитель руководителя инспекции страхового надзора по УрФО. - По этим обращениям мы уже вынесли с начала года около 50 предписаний".

Представители общественных организаций, защищающих интересы автострахователей, фиксируют гораздо большее число претензий. В представительстве Российского союза автостраховщиков (РСА) по УрФО было рассмотрено около 300 жалоб, хотя основная часть из них также связана с нарушением сроков выплат. "Нужно понимать, что на Западе, к примеру, этот продукт обкатывался десятилетиями, а у нас прошло всего три года. Радует, что закон об ОСАГО есть и он работает, несмотря на погрешности. Хотя необходимо выводить "автогражданку" на качественно иной уровень", - считает Александр Никитин, руководитель окружного представительства РСА.

Эксперты РСА уверены: повысить качество страховых услуг невозможно без законодательных изменений. Они предложили правительству РФ внести ряд поправок в существующий нормативный акт об ОСАГО. Одна из инициатив касается введения системы прямого урегулирования, когда потерпевшая сторона имеет возможность обратиться за возмещением ущерба к своему страховщику, а не в компанию виновника ДТП, как это принято сейчас.

Напомним, в марте 2006 г. одна из компаний Екатеринбурга уже запустила подобный продукт под названием "Евросервис" как дополнение к полису ОСАГО. "Евросервис" предусматривал предоставление услуг аварийного комиссара, который должен собирать справки для ГИБДД и подавать заявление в страховую компанию виновника ДТП; контроль за независимой экспертизой; организацию процедуры выплаты, в том числе выдачу бесплатной банковской карты, на которую перечисляется возмещение. Дополнительно "Евросервис" предлагал возможность однократной эвакуации автомобиля с места аварии.

"При разработке данного продукта мы руководствовались в первую очередь стремлением не оставлять наших клиентов один на один с возникающими при ДТП проблемами: стрессовой ситуацией, необходимостью сбора справок в ГИБДД, визитов в чужую страховую компанию, организацией эвакуации автомобиля. Основная идея "Евросервиса" - существенная экономия времени и спокойствие наших страхователей", - прокомментировал запуск нового продукта директор по маркетингу Группы компаний "РОСНО" Михаил Сафран.

Другие страховые компании с сомнением отнеслись к европейским нововведениям конкурента. Так, представители регионального отделения "Югории" отметили, что сроки страховых выплат при таком подходе вряд ли сократятся. "Система исков и претензий существенно расширится, работы у сотрудников компании добавится. Прибавим к этому возможные трудности при поиске страховщика виновника ДТП: не во всех регионах есть представительства страховых компаний. Получается, что новый продукт имеет массу побочных эффектов", - поделилась мнением Светлана Федорова, начальник отдела корпоративных продаж СК "Югория".

Идеологи системы прямого урегулирования не отрицают, что подобные проблемы действительно могут возникнуть. Кроме того, непросто наладить взаиморасчеты между компаниями, связанные с возросшим количеством транзакций. "Можно избежать этого, если создать специальный клиринговый центр. А чтобы урегулировать споры между компаниями, мы предлагаем создать третейский суд в рамках РСА, который мог бы в досудебном порядке разрешать часть конфликтов", - подчеркнул Дмитрий Поздняков, начальник отдела управления методологии страхования РСА.

Вместе с системой прямого урегулирования представители РСА внесли на рассмотрение правительства РФ упрощенную процедуру оформления ДТП - без участия сотрудников ГИБДД. Это касается происшествий с участием не более двух автомобилей, с ущербом не более 25 тыс. рублей и без пострадавших. "Однако и эта инициатива может получить побочный эффект, спровоцировав всплеск мошенничества. Такая практика отлично работает на Западе, но как она проявит себя в России - неизвестно. Все-таки отечественные страхователи сильно отличаются от добросовестных зарубежных автовладельцев", - считает Дмитрий Поздняков.

Новый законопроект уже находится на рассмотрении в правительстве РФ. Но играть по новым правилам страховщики и их клиенты смогут только в 2008 г. Дело в том, что для перехода на систему прямого урегулирования и упрощенную процедуру оформления ДТП, помимо законодательных изменений, потребуется реформировать систему технической экспертизы транспорта. Идеологом этого направления является Минтранс РФ, который в рамках реформирования закона об ОСАГО завершает подготовку методики оценки материального ущерба автомобилей.

РСА поддерживает разработку данной поправки. "Сегодня методика оценки ущерба, причиненного автомобилю в ДТП, имеет несколько толкований. В связи с этим стоимость ремонта может значительно разниться, причем в суде легко доказать любую экспертную оценку. Между тем некорректно определенная стоимость ремонта влияет на показатель средней величины выплаты и в целом - на уровень убыточности ОСАГО. Поэтому мы выступаем за единый принцип расчетов материального ущерба", - подчеркнул господин Поздняков.

Чтобы минимизировать споры по оценке ущерба, руководство РСА предлагает создать реестр независимых технических экспертов, которые будут внесены туда по итогам добровольной аккредитации. В настоящее время такую аккредитацию уже получили 295 человек. Всего на российском рынке работает порядка 4,5 тыс. экспертов.

Представители РСА отмечают и другие, не менее актуальные проблемы на рынке автострахования. В их числе: защита потерпевших при банкротстве страховых компаний, создание единой информационной базы сбора и анализа информации о страховых случаях, которая позволит более эффективно применять систему бонус-малус. Одна из первых задач - внедрение "зеленой карты" для выезда застрахованных по ОСАГО за границу. Ожидается, что с 1 января 2008 г. Россия уже будет работать по этой системе.

Источник http://allrussia.ru/

Постоянный адрес новости http://allrussia.ru/nowadays/default.asp?NS_ID={8808BEE5-FE4B-4FB7-8D4A-9BB14B511188}&HN_ID=1