Нобелевская премия мира за нынешний год была присуждена Мохаммеду Юнусу из Бангладеш, создавшему 30 лет назад свой самый оригинальный банк в мире, - банк для бедняков. Ссуды в несколько десятков долларов помогли десяткам тысяч выбраться из нужды, обзавестись хозяйством и своим собственным делом. К сожалению, других примеров в мире больше нет. А попытки решить проблему борьбы с бедностью зачастую натыкаются на полную экономическую, финансовую, да и самую обычную безграмотность. Как сказал на недавно завершившейся международной конференции "Повышение финансовой грамотности населения" представитель Всемирного банка (ВБ) Карлос Гуевес, многие бедняки, желавшие ознакомиться с условиями кредитов, сначала должны научиться читать.

В России, надеюсь, читать умеют все, да только всегда понимают ли прочитанное? Именно потому у нас одно время расцвели финансовые пирамиды (куда мы охотно относили свои денежки) и квартирные аферы, да и расплата с банками по кредитам зачастую проходит совсем не по тому сценарию, который мы радужно себе расписывали. А все потому, что не читаем сносок, сделанных мелким шрифтом, не разбираемся в основных финансовых терминах, не знаем элементарных вещей, хотя считается, что уже полтора десятилетия в России действуют неумолимые законы рынка.

Что может нас утешить, так это то, что и во многих других странах, в том числе развитых и живущих по тем же рыночным законам, довольно много людей не знает, как правильно платить налоги, как выбрать безопасную компанию по управлению своим капиталом, как выгодно вложить деньги в акции и как воспользоваться услугами негосударственного пенсионного фонда. Утешение, впрочем, слабое. Ясно одно: ликвидировать финансовую безграмотность придется всем.

Многие банки мира, в том числе и наши, уже пытаются самостоятельно проводить такие курсы – для своих клиентов, и для молодых людей, рассматриваемых в качестве клиентов потенциальных. В России даже существует такая программа "Финансовая культура школьников», рассчитанная на учеников 8-10-х классов, которую пропагандирует Ассоциация региональных банков. При Финансовой академии создан Фонд финансового просвещения.

Между тем, о необходимости формирования у населения основ финансовых знаний кто только не говорил. Да только по данным социологических опросов, 35 процентов россиян не знают, что такое «акция», а 41 процент в ходе интервью впервые услышали словосочетание "фондовая биржа". Более привычны для нас банковские вклады, да и те, порой, становятся тайной за семью печатями, потому что надо еще и банк выбрать, и высокий процент, и в условиях вклада разобраться.

 

Так что образование граждан пошло бы на пользу всем - и самих граждан, и финансовых учреждений, и государства.