Глава Минфина России Алексей Кудрин считает возможным выделение из федерального бюджета доходов от нефтегазового сектора с 2008 или с 2009 года. Вместе с тем министр подчеркивает, что потребление нефтегазовых доходов в бюджете на 2007-2009 годы будет осуществляться по уже заданному варианту, предусмотренному финансовым планом на среднесрочную перспективу. Кудрин также заявил, что ввести ограничение по использованию нефтегазовых доходов (трансферт) можно будет с 2010 года.

Уже с 2010 года можно будет установить трансферт в том размере, который будет согласован всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. "Это будет тот трансферт, размер которого мы вместе определим", - пояснил министр. Кудрин также заметил, что трансферт в размере 3,6% ВВП соответствует росту цены отсечения в Нефтегазовый фонд. Речь идет о той цене, сверх которой доходы поступают в Нефтегазовый фонд (он может быть создан на базе существующего Стабфонда). "Это означает, что цена отсечения будет расти автоматически каждый год", - уточнил глава Минфина.

В целом, Минфин приходит к выводу, что требованиям устойчивости бюджета в большей степени соответствует вариант стратегии нефтегазового фонда, повышающий уровень текущего использования нефтегазовых доходов (2,5% ВВП в 2006г.) и не требующий значительного роста фонда (60% ВВП к 2046г.). Поддерживать постоянный объем трансферта после исчерпания нефтегазовых ресурсов Минфин предлагает за счет постепенного сокращения размера Нефтегазового фонда в течение как минимум 20 лет, после чего со временем будет сокращаться и сам трансферт.

Между тем Концепция нефтегазового фонда, предложенная Минфином, уже активно обсуждается в экспертной среде. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич полагает, что предложенный механизм сделал бы российскую бюджетную систему более стабильной и предсказуемой. "Стабилизационный фонд свою задачу выполнил, - считает Гурвич, - а Нефтяной фонд, если будет принято соответствующее решение, сможет обеспечить долгосрочные условия для роста экономики, ведь нельзя забывать, что сырьевые запасы являются исчерпаемыми".

«Взвешенным и эффективным» предложение Минфина о создании на базе Стабилизационного фонда Нефтегазового фонда считает и президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. По словам эксперта, на сегодняшний день ценовой ресурс нефти уже себя исчерпал. «Вряд ли движение цены на нефть будет в 2007 году такое же восходящее как в 2006 году», - полагает он. Мамонтов считает, что достигнутая на сегодня цена на нефть в размере $60 за баррель может в следующем году как расти, так и падать в пределах $10-20 за баррель.

Позитивно настроен и член думского комитета по бюджету и налогам Павел Воронин. «Это [новая структура Стабфонда] даст возможность сдерживать инфляцию при определенных условиях, конечно, если это не будут казначейские билеты США с доходностью в 1 процент, - уверен парламентарий. - Второе, возможность развития внутренней инфраструктуры страны.  Можно,  например, деньги вкладывать не за рубежом, а вкладывать их, например, в то, что у нас традиционно сильно: космическая промышленность, авиационная промышленность, оборонные технологии. И в третьем случае, предположим, катастрофического падения цены на нефть и на газ даст нашей стране возможность произвести какую-то внутреннюю переориентировку экономики и двигаться опять вперед и вверх».

В свою очередь аналитик ИК "Финам" Ольга Беленькая, комментируя инициативы Кудрина, замечает, что немедленная реализация изложенных в статье идей привела бы к снижению бюджетных расходов на 1, 7% ВВП в 2006-м и на 1% ВВП в 2007 году. Однако специалист Экономической экспертной группы Елена Лебединская не видит в этом ничего плохого. "Не надо бояться, что государственные расходы уменьшатся, - успокаивает она. - Просто теперь они будут считаться не по цене отсечения, а в процентном отношении к ВВП. Вне зависимости от реформы Стабфонда при росте расходов по абсолютным показателям их доля в ВВП будет уменьшаться, поэтому лучше сразу отделить нефтегазовые деньги от остального бюджета и расходовать их пропорционально, а именно в размере 3, 6%. Это позволит полностью искоренить зависимость от сырьевой конъюнктуры".

С Еленой Лебединской согласна старший экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Наталья Волчкова. По ее мнению, государству давно уже пора научиться работать в рамках жестких бюджетных ограничений. "Может быть, данный шаг позволит наконец-то запустить механизм государственных ценных бумаг, который является главным инструментом кредитно-денежной политики, - считает она. - И потом, если у государства заберут наконец-то источник этого "ресурсного проклятия", появится реальный стимул начать столь необходимые структурные реформы в экономике и промышленности. В идеале этот шаг можно было бы сделать уже сегодня, хотя накануне выборов государство вряд ли пойдет на ограничение собственных расходов».

Разделяет тезис министерства о том, что конкурентоспособная экономика способна создать более мощный потенциал, чем все ресурсы нефти и газа, и глава департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. Вместе с тем, эксперт считает целесообразным рассмотреть возможность вложения средств развитие инфраструктурных проектов. «Через вложение средств в инфраструктурные проекты мы быстрее создадим конкурентоспособную экономику, чем жесткой макроэкономической политикой», - отмечает он, указывая на то, что существуют сферы, в которых инфляционные риски при дополнительных вливаниях будут минимальны: транспорт и электроэнергетика.

В чем суть фонда будущих поколений? - уточняет Оксана Сергиенко, зам. директора департамента финансовой политики Министерства финансов. - Мы имеем невозобновляемые ресурсы и к моменту их исчерпания должны накопить такой финансовый актив, который давал бы стабильный инвестиционный доход, на который государство могло бы рассчитывать при выполнении своих Обязательств. Приобрести в собственность какой-нибудь бизнес — это высокорискованный вариант. Ведь конъюнктура меняется, 5—7 лет бизнес прибыльный, а потом он может вообще исчезнуть за ненадобностью или же начать приносить убытки. Мы же поставили задачу просчитать долгосрочную устойчивость бюджета. Опыт других стран в части инвестирования средств нефтяных фондов показывает, что подавляющее большинство из них — портфельные инвесторы. Здесь рисков гораздо меньше.

Кстати, Россию часто сравнивают с Казахстаном и Норвегией по методам ведения бюджетной политики. В этой связи надо отметить, что обе страны проводят более жесткую бюджетную политику, чем предлагается Минфином России. Казахстан зафиксировал в номинальном выражении объем использования доходов от нефти в 2006 году и в среднесрочной перспективе увеличивает его только на полученный инвестдоход от размещения средств фонда. В результате доля этих доходов по отношению к ВВП падает - с 3,9% в 2007 году до 3% в 2009 году. При этом Казахстан ослабляет тенге и имеет рост экономики в размере около 10% в год за последние пять лет. Норвегия выбрала самый консервативный вариант формирования фонда будущих поколений: накапливать все доходы от нефти, а тратить на расходы только инвестиционный доход. На конец 2006 года, по оценкам, объем Пенсионного (нефтяного) фонда Норвегии составит $270 млрд, это почти 100% ВВП. В 2001 году в Норвегии было введено плавающее инфляционное таргетирование на уровне 2,5 +- 1%. Фактически же инфляция за последние пять лет составила 1,7%. Такая весьма жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика не привела к замедлению роста экономики. ВВП Норвегии с 1996 по 2005 год увеличивается в среднем на 2,8% ежегодно, тогда как в странах еврозоны рост был более чем на треть меньше - 2%.