Порядок оказания услуг связи в нашей стране приобретает все более цивилизованные формы. «Правила оказания услуг связи по передаче данных», составленные в соответствии с законами «О связи» и «О защите прав потребителей» и утвержденные Правительством РФ 23 января 2006 года, устанавливают более прозрачные и внятные нормы взаимоотношений между провайдерами и компаниями, оказывающими и пользующимися услугами передачи данных. Кроме того, Мининформсвязи подготовило проект «Правил оказания телематических услуг связи», определяющих порядок массовых услуг доступа в Интернет и отправки электронной почты.

            Как сообщил на недавней пресс-конференции директор департамента госполитики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи Виталий Слизень, «Правила оказания услуг связи по передаче данных», вступающие в силу с 1 июля 2006 года, в целом закрепляют сложившиеся на данный момент правоотношения, а также направлены на защиту прав потребителей. В них, в частности, закреплена практика заключения договора, в котором четко должны быть прописаны обязательства сторон. Это позволяет цивилизованно разрешать конфликты, возникающие в случае предъявления претензий как со стороны оператора, оказывающего услуги, так и потребителя. В случае отказа или уклонения оператора связи от заключения договора, абонент вправе обратиться в суд.

С установлением этого обязательного требования у некоторых возникло опасение, что и такие массовые услуги, как доступ в интернет через телефонную линию и модем по технологии dial-up, теперь тоже будут оказываться только по договору. По рынку поползли слухи, что «на входе в интернет будут требовать паспорт». Представитель Мининформсвязи опроверг эти слухи. Правила оказания услуг передачи данных касаются тех, кто ходит в Сеть по выделенной линии, используя технологии IP-VPN, Frame Relay, ATM и другие, а при таком подключении всегда заключался договор, как и при подключении телефона. Они ничего не меняют для рядового пользователя интернета по dial-up.

В то же время в Мининформсвязи считают принятие этих правил событием историческим, так как они окончательно либерализовали рынок IP-телефонии. Это услуга голосовой телефонной связи, использующей для передачи сигнала компьютерные сети. Для организации услуг IP-телефонии не надо получать специальную лицензию. В отличие от обычной, для соединения используют не телефонные номера, а сетевые, так называемые доменные имена или IP-адреса. Для организации междугородного или международного переговорного пункта IP-телефонии достаточно установить на конечных пунктах сети устройства, использующие технологии передачи голоса по компьютерным сетям, или оборудование xDSL,  устанавливаемое на обычную абонентскую телефонную линию и «загоняющее» голос через интернет. Использование таких технологий позволяет операторам на порядок сократить затраты, и получать хорошую прибыль, устанавливая более низкие тарифы на дальнюю связь, чем у традиционных телефонных операторов.

Проект Правил оказания телематических услуг связи, включающих услуги доступа в интернет и электронной почты будет внесен в Правительство в ближайшее время. Их основной принцип тот же – обеспечить прозрачные отношения между поставщиком и потребителем услуг и предоставление качественных услуг. Как на обычной почте – если отправлено письмо, то получить должны тоже письмо, а не бандероль или посылку. С электронной почтой довольно часто происходит обратное – отправлено 1 сообщение, а вместе со спамом приходит 10, причем единственное и ожидаемое придет как назло последним. Более того, нежеланное электронное письмо еще может быть заражено вирусом. Поэтому в новых правилах будут критерии, по которым можно оценить качество услуг интернет-провайдера. Например, время, затраченное на то, чтобы дозвониться до провайдера при выходе в интернет. Кроме того, провайдеры должны будут предусмотреть меры защиты интернет-пользователей от спама и вирусов, предупреждать их о грозящих опасностях, размещать на своих сайтах антивирусные и антиспамовые программы. Крупные провайдеры, дорожащие своей репутацией, уже сейчас работают над повышением качества своих услуг, а с принятием правил по оказанию телематических услуг связи это станет нормой.

«Правильным» сделают телерадиовещание. Неправильно, это, как пояснил Виталий Слизень, когда из студии Первого канала в Москве в эфир выходит общефедеральная программа «Время», а в регионе вместо «Времени» показывают местного депутата. При разработке Правил оказания услуг телерадиовещания министерство будет придерживаться все той же логики – если это телефония, то оказание услуг должно быть абсолютно прозрачно относительно технологий, если телевещание - относительно технологий доставки ТВ-сигнала.

По сообщениям Мининформсвязи