Центр профилактики и социальной реабилитации наркомании и алкоголизма «Барьер» работал по адресу: ул. Карла Маркса, 432 ровно пять лет. Теперь его там нет. Попытки выдворить центр из помещения предпринимались уже давно. И вот это свершилось. Кому и почему мешал «Барьер», попытался выяснить «Д».

 

Что такое «Барьер»

 

Центр «Барьер» появился в 2000 году. Руководитель центра Наталья Ворожцова лично столкнулась с проблемой наркомании. Сын начал употреблять наркотики. С этого момента жизнь Натальи Евгеньевны резко изменилась, все силы были направлены на то, чтобы вернуть сына к нормальной жизни и приостановить триумфальное шествие «химической заразы». Так появилась некоммерческая организация по борьбе и профилактике наркомании «Барьер». Люди приходили в «Барьер», чтобы поделиться друг с другом опытом, силой и надеждой. Центр предлагал услуги телефона доверия, индивидуальные (анонимные) консультации для всех, кого тревожит проблема зависимости от наркотиков и алкоголя, организацию и проведение лекций по проблематике наркомании, тренинги и групповую терапию, услуги юриста. Все это совершенно бесплатно.

В основном работали по известной реабилитационной программе «12 шагов». Начали с трех групп анонимных наркоманов, по 30 человек каждая. Постепенно работа набирала обороты. Появились новые направления в работе центра: профилактика наркомании, токсикомании, ВИЧ/СПИД. Первичная профилактика «Барьера» - работа с подростками, родителями и педагогами, подготовка волонтеров для работы с посетителями центра. Второй этап – работа с группами риска, консультации с наркологом, психотерапевтом. И, наконец, третий этап – работа с химически зависимыми людьми, борьба с рецидивами, оказание медицинской помощи, восстановительная терапия, да мало ли еще чего. С 2004 года «Барьер» вплотную занялся реализацией именно детских профилактических программ. Организацией лагерей для безнадзорных детей, проведением праздников. Цель была одна – всеми силами уберечь детей от употребления наркотиков.

 

Не мытьем, так катаньем

Поначалу городские власти к центру отнеслись благосклонно. Дело делают хорошее и денег на свое содержание не требуют. Помощь оказывали крупные организации и физические лица. Сам мэр Виктор Балакин не раз направлял благодарственные письма в адрес организации. Последнее письмо с благодарностью сотрудникам центра за их работу и «большой вклад в решение социально значимых вопросов города» Виктор Васильевич отправил в феврале 2005. Но, несмотря на все слова благодарности, проблемы  у центра назрели именно с властными структурами. Когда-то администрация города отметила работу «Барьера», предоставив помещение на базе детского подросткового реабилитационного центра «Надежда». Договор с «Надеждой» заключили в 2001 году. Помещение, правда, получили страшненькое - крыша текла, на стенах заросли грибка, но все-таки получили. За год здание привели в порядок. Сделали ремонт за собственный счет, одна только крыша обошлась «Барьеру» в 110 тыс. рублей. И тут муниципальному центру «Надежда» снова понадобилось помещение, теперь уже отремонтированное. В качестве веской причины для выселения «Барьера» использовали долги по коммунальным платежам. Не помогло. Центру списали долг и временно освободили от оплаты коммунальных услуг в счет суммы, потраченной на ремонт. Тогда владелец помещения – муниципалитет пошел другим путем. «Барьер» решено было обложить налогом на землю. Но и в этот раз центр отстоял свои права в суде. Согласно законодательству, арендатор платит только за коммунальные услуги. Платить за землю «Барьер» не обязан. Суд, впрочем, спас ненадолго. В 2004 году вновь накопилась коммунальная задолженность. За это и зацепились. В мае 2005 городское управление имущественных отношений обратилось в суд с требованием выселить «Барьер» за долги. Долг центра на тот момент составлял всего 15 тыс. рублей. Судебные приставы появились в центре 1 июня – как раз в «День защиты детей». В центре в этот день проходил детский праздник. Поздравив детей и центр, они ушли, но угроза выселения осталась. 28 сентября прошлого года в центр пришел протокол за подписью вице-мэра Сергея Протозанова с решением о выселении «Барьера» из помещения. С этого дня центр жил буквально на чемоданах. К кому только ни обращалась руководитель центра Наталья Ворожцова. Дошла до Главного федерального инспектора по УР Александра Кобзева. В ее присутствии Александр Николаевич, озаботившись проблемами наркомании в республике, отзвонил вице-мэру Сергею Протозанову и получил уверенный ответ: «Барьер» без помещения не останется. На сомнения Натальи Ворожцовой в счастливом исходе дела Александр Кобзев только развел руками: «Ну, уж если Протозанову не доверять, то я не знаю, кому можно верить»...

В итоге в начале октября группе молодых людей и сотрудников реабилитационного центра «Барьер» пришлось проводить пикеты у всех властных зданий города. Власти заволновались - на повестке дня были выборы в городскую Думу, пообещали прислать прессу для освещения проблемы. Но никто так и не появился. 26 октября прямо из стационара Наталью Ворожцову вызвали к Сергею Протозанову и сообщили, что 24 ноября состоится принудительное выселение центра. День в день, как и было обещано, пришли приставы, скидали имущество центра в коробки, описали мебель, опечатали двери и ушли. В помещении центра осталось даже личное имущество Натальи Евгеньевны, возвращать его ей не собираются до тех пор, «пока долг не погасит». На попытки пообщаться с бывшим теперь вице-мэром Наталья Ворожцова получила вполне исчерпывающий ответ: «Не мешайте работать».

 

С миру по нитке

Попытка корреспондента «Д» узнать, что же случилось с оставленным помещением, принесла ошеломляющий результат: на месте Центра профилактики и социальной реабилитации наркомании и алкоголизма «Барьер» теперь находится Городской центр по профилактике социально значимых заболеваний и реабилитации наркозависимых подростков и молодежи. Руководителя этого учреждения я застала в крайне растрепанных чувствах. Зоя Якупова буквально только что вернулась со встречи с руководством города, где были руководитель управления по делам молодежи Владимир Фальков и заместитель главы администрации Сергей Протозанов. Расстроило Зою Григорьевну заявление г-на Фалькова о том, что не надо так нагнетать обстановку и пугать молодежь, а то она, чего доброго, еще хлеще начнет «колоться», лучше направить деньги на спорт и занять чем-то ребят. «У меня сосед, мальчик 25 лет, мастер спорта, от передозировки умер, а мы будем молчать», - возмущалась Зоя Григорьевна. «Конечно, не будем молчать, надо работать», - увещевал ее Сергей Владимирович.

Потом государственные мужи от комментариев отказались, сославшись на плохую память. Так, Владимир Фальков сказал, что ситуация очень не простая и лучше обсуждать ее в приватной обстановке. Но попасть на встречу с ним я почему-то могу, только обратившись через управление информации города Ижевска. Сергей Протозанов много говорил о каких-то нарушениях и крупных долгах «Барьера», подытожил все высказыванием о том, что всей информацией располагает управление имущественных отношений. На вопрос, как туда позвонить, Сергей Владимирович чуть было не дал мне ошибочный номер, но тут же спохватился, пробормотав про себя: «Нет, не будем  беспокоить Балакина»… Что касается управления имущества, то его руководитель г-н Новиков отказался от разговора, передав через секретаря, что никакой информацией управление не располагает, и посоветовал искать правду все в том же управлении информации г. Ижевска. Звонок во всезнающее управление повлек за собой предложение подробно расписать всю ситуацию и интересующие газету вопросы. Вот, пишем…