Маркетинговые акции, с помощью которых МТС завышала количество абонентов, начали приносить плоды. В январе компании пришлось списать в отток больше столичных абонентов, чем она подключила, — из-за этого общее число ее абонентов-москвичей за месяц не выросло, а сократилось на 14 000 человек. Инвесторы этому даже рады: теперь у них больше доверия к статистике МТС.

Вчера исследовательские компании ACM-Consulting и J’son & Partners опубликовали результаты январских подключений. У лидера российского сотового рынка — МТС в январе незначительно (на 14 000 человек) сократилось общее число клиентов в Москве и составило 10,167 млн человек. У “Вымпелкома” чистый прирост столичных абонентов составил 89 000 человек, а у “Мегафона” — 105 000 человек. Но МТС сохранила лидерство: по оценке ACM-Consulting, ее доля на московском рынке на 31 января составляла 44,2%, а доля “Вымпелкома” — 40,8%.

“Похоже, МТС аукнулись массовые бесплатные раздачи SIM-карт в ноябре — декабре 2004 г. и маркетинговые инициативы лета 2005 г., направленные на удержание малоговорящих абонентов, — например, акция “$10 не лишние”, — предполагает аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина.

МТС перестает учитывать абонента спустя шесть месяцев после того, как он совершил последний звонок, и аналитики ожидали, что в III квартале 2005 г. МТС вычеркнет из базы значительную часть “новогодних” абонентов. Но, как признался в ноябре президент компании Василий Сидоров, МТС предпочла не списывать “бумажных” абонентов, а пополнить их счета “бонусными минутами”. Отток в III квартале составил всего 2,9%, что насторожило инвесторов. Теперь же, по прошествии очередных шести месяцев, МТС наконец отключила “молчунов”.

Это одна из причин сокращения численности московских абонентов МТС, признает вице-президент по продажам и абонентскому обслуживанию компании Михаил Шамолин. “В первой половине 2005 г. мы поощряли малоактивных абонентов говорить больше, начисляя на их счета бесплатные минуты, — рассказал он "Ведомостям". — Но не все продолжили пользоваться связью, поэтому в январе увеличился отток”. Другой причиной Шамолин называет сокращение продаж контрактов в январе. В частности, на падение спроса повлияло повышение с 1 января минимальной стоимости комплекта с 59 руб. до 150 руб. “Когда рынок рос быстро, перед нами стояла цель — набрать как можно больше абонентов, поэтому комплекты с $5 на счете продавались ниже себестоимости, — объясняет он. — Теперь же нам нужны лишь качественные абоненты”.

Январь — традиционно не самый урожайный месяц на новые подключения, говорит советник гендиректора “Мегафон-Москва” Роман Проколов: после активных предновогодних продаж наступает затишье. Лидерство “Мегафона” на рынке московских подключений Проколов объясняет востребованностью предложений, выведенных компанией на рынок еще в 2005 г. “Особенно большую роль сыграло то, что с нового года "Мегафон" перевел все свои тарифы в рубли”, — считает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. “Снижение прироста абонентской базы мы наблюдаем уже полгода, но пока оно не драматическое”, — добавляет исполнительный вице-президент “Вымпелкома” Николай Прянишников. “Вымпелком”, по его словам, прекратил эксперименты с раздачей бесплатных SIM-карт и дотированием стоимости контрактов еще осенью, а абонентов, прекративших пользоваться связью, списывает в отток строго по прошествии полугода.

“МТС готовила январскую статистику об абонентах необычно долго — целых полмесяца”, — отмечает аналитик J’son & Partners Борис Овчинников. “Очевидно, компания долго не решалась показать чистый отток в Москве, но то, что она все же сделала это, — позитивный момент”, — продолжает аналитик “Атона” Елена Баженова. Инвесторы уже давно перестали обращать внимание на динамику подключения абонентов — их интересуют лишь финансовые результаты операторов, добавляет ее коллега из “Ренессанс Капитала” Анна Куприянова. Вчера котировки акций МТС на Нью-Йоркской фондовой бирже к 20.00 МСК поднялись на 2,14%.

Автор: Игрь Цуканов

Источник: ВЕДОМОСТИ

постоянный адрес новости http://www.business-news.ru