Квартирный вопрос испортил не только москвичей. Не первый год портит он и жителей отдаленных от столицы мест — кому кровь и нервы, а кому и биографию. Как известно, родина «отца русской демократии» — досточтимый Старгород славился своими похоронными конторами и гробовых дел мастерами. Каждому времени — свои герои. В провинциальном Славянске-на-Кубани (Краснодарский край) иные чувства обуревают население. Здесь слово «недвижимость» сопровождает прохожего, куда бы он ни шел. Оно лезет в глаза, напрашивается в провожатые, обещает райские кущи, причем «быстро, недорого и в короткие сроки». Кажется, что одна половина славянцев от глубоких стариков до грудных младенцев пребывает в роли перманентных покупателей жилья, а вторая, соответственно, жаждет продать. Сегодня около 20 агентств по оформлению сделок с недвижимостью (на город и район с населением в 130 тысяч человек) готовы сделать вас счастливыми. Насколько? Тут уж кому как повезет. Везет не всем.

Чтобы крыша не поехала

Первые сигналы о том, что не все гладко «в нашем королевстве», прозвучали в 2003 году, когда стали известны факты нарушения прав несовершеннолетних при продаже жилья. Например, такие. Жительница города Славянска-на-Кубани Надежда Габуния, став матерью шестерых детей, по-прежнему налегала на спиртное. А поскольку денег на разгульную жизнь требовалось немало, она решила продать квартиру. В риэлторской фирме, куда обратилась Надежда, пообещали, что со сделкой никаких проблем не будет. Остались бы младшие дети без крыши над головой, если бы взрослая дочь беспечной мамы не обратилась в суд с иском о признании права собственности не только за матерью, но и за несовершеннолетними братьями и сестрами. Суд иск удовлетворил. Другая предприимчивая мамаша сдалась на уговоры сожителя и, перейдя жить в его дом, начала оформлять продажу своей квартиры. А чтобы ребенок не помешал сделке, его заранее перепрописали к матери сожителя. На вырученные деньги «молодые» купили телевизор, ковер, в общем, поменяли шило на мыло, а ребенок остался без закрепленной за ним недвижимости. Эта история всплыла, когда пожилая горожанка обратилась в отдел опеки и попечительства с вопросом: не выдавали ли специалисты отдела разрешение на продажу квартиры ее легкомысленной дочери? Нет, не выдавали, но риэлторская фирма и без них обошлась, оформив сделку и лишив таким образом ребенка законного жилья.

Специалистов отдела опеки и попечительства встревожили не только участившиеся просьбы проверить законность той или иной сделки, но и факты «самоуправства» риэлторских фирм, которые в погоне за барышом совершают противоправные действия. Этими действиями и занялась в свое время прокуратура, придя к неутешительным выводам в ходе проверки. За 1998—2002 годы число выданных отделом опеки разрешений на сделки по отчуждению жилья уменьшилось в три раза. Сократилось и число детей — собственников жилья, фигурирующих в документах, хотя рынку жилья банкротство не грозило, на тот момент сделками с недвижимостью в городе и районе занимались не менее десятка фирм. Вывод — сделки совершались в обход отдела опеки и попечительства. Например, к моменту сделки нерадивые родители снимали несовершеннолетних своих детей с регистрационного учета.

Когда третий лишний

Количество, как известно, перерастает в качество. Вот такое количество росло, росло, пока не вылилось в очередной скандал, в котором опять-таки фигурировал риэлтор, правда, уже в судейской мантии. Процедура купли-продажи недвижимости требует времени и денег, в том числе на оформление необходимых документов. А если надо побыстрее? Риэлторские фирмы развернулись в соответствии с требованиями рынка. Как грибы после дождя начали появляться… третейские суды, признававшие право собственности за тем, кому оно могло и не принадлежать, но тут деньги решали все. Хоть участок на Луне оформим, хоть хребет Кавказских гор застолбим — только плати. Риэлторы действовали просто. Нужно, к примеру, сыну получить долю отцовского наследства, до недавнего времени закон требовал при оформлении «поделиться» с государством, тут же создавался третейский суд с риэлтором в роли судьи, которым принималось решение о признании права собственности за наследником в результате… сделки купли-продажи. Фиктивной, разумеется. При этом игнорировался основополагающий для создания третейского суда факт — наличие спора. Спора между родственниками нет, но решение третейского суда есть. Правда, липовый собственник не предупреждался о том, что решение третейского суда обязательно только лишь для двух спорящих сторон и никак не более того. Когда дело доходило до завершающей точки, т.е. регистрации собственности, народ пускался в длительные хождения по инстанциям, федеральные и мировые судьи не успевали выносить решения о признании прав собственности недействительными.

В 2005 году по фактам нарушений в работе третейских судов Славянская межрайпрокуратура возбудила административное производство. Пятеро наиболее рьяных риэлторов, они же судьи, были привлечены к административной ответственности. А бывший третейский судья и адвокат А.Е. Остроушко за свою противоправную деятельность в 2003—2004 годах (она состояла в многочисленных фактах незаконного признания права собственности) призвана к ответу в уголовном порядке. В отношении ее возбуждено уголовное дело по статье 330, части 1 УК РФ — самоуправство. Дело рассматривается городским судом. Кстати, подтверждением тому, что третейские суды не первый раз используются нечистоплотными дельцами, чтобы обойти закон, служит и скандал, разразившийся летом 2005 года в Темрюке. Там «благодаря» этому суду-однодневке темрючане, вложившие деньги в строящийся дом, едва не остались и без квартир, и без своих кровных.

Без альтернативы

С нашим доверчивым народом можно творить чудеса… изобретательности и нечистоплотной предприимчивости. Этим случаем по просьбе терпящих бедствие мне пришлось заниматься самой. Случай вопиющий: полтора года риэлторская фирма оформляет куплю-продажу жилья троим славянцам, оказавшимся в одной лодке.

Все они встретились в октябре 2004 года, когда жительница Славянска Елена Агафонова решила продать свою квартиру в городе и купить половину домовладения с земельным участком в хуторе Маевском, доверив эту процедуру фирме «Альтернатива». С фирмой был составлен договор и уплачены деньги за услугу: с одной стороны восемь, с другой девять тысяч рублей. Время шло, а дело не двигалось с места. Покупатель квартиры оказался в сложном положении — деньги за квадратные метры отдал под расписку, вселился и даже сделал ремонт, но получить законные права на недвижимость не мог. У Елены несовершеннолетний ребенок, и продать одно жилье, не купив другого, — на это отдел опеки и попечительства разрешения не даст. Дом на хуторе продавала неграмотная бабуля, отказывающаяся без сына ставить какие-либо подписи под документами. Сын живет в Сочи и бывает в Славянске наездами. В эти-то наезды и разворачивались баталии. Всякий раз фирма почему-то назначала время встречи на… день его отъезда. В предыдущие же пять-шесть дней… риэлторы «дико извинялись», сетовали на загруженность, обещали, что вот-вот документы будут готовы. «Вот-вот» тянулось весь 2005 год. Причем корреспонденту в фирме доверительно признались, что такие сделки могут тянуться не один год. Угрозы обратиться в суд и взыскать с фирмы моральный и материальный ущерб за некачественную (мягко скажем) услугу вызывала видимость бурной деятельности. А в это время бабуля — хозяйка дома слегла. В случае ее смерти (тьфу-тьфу) дело могло действительно затянуться на годы.

Ситуацию помогли разрулить специалисты Славянского отдела ГУ Федеральной регистрационной службы. «Фирмачей» из «Альтернативы» не смутило то обстоятельство, что за полтора года ими так и не была сделана основная работа, в частности, не произведен раздел земельного участка, а другие документы, попросту безграмотно составленные, пришлось переписывать.

«Визит» с последствиями

Но финалом риэлторской драмы можно считать из ряда вон выходящий скандал, произошедший в Славянске в конце 2005 года, когда было возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ — мошенничество, в отношении риэлтора фирмы «Визит» Евгения Хомякова. Для девяти пострадавших визит к Хомякову имел печальные последствия: около 130 тысяч рублей были переданы ими риэлтору в качестве платы за оформление сделок, деньги исчезли, а покупатели и продавцы недвижимости не продвинулись в своих желаниях ни на шаг. Хомяков любил иметь дело с приезжими, предпочтительно пожилыми людьми. Они оказывались наивными как дети, передавали немалые суммы из рук в руки, не обезопасив себя расписками, письменными обязательствами, доверившись улыбчивому, вежливому, обходительному молодому человеку.

Так, пожилые супруги Никитины в июле 2004 года решили перебраться на Кубань из Новосибирской области. Через знакомую своей дочери, оказавшуюся сотрудницей одной из риэлторских фирм (так коллеги помогают друг другу), они нашли жилье, как говорится, по деньгам. Хозяйка дома Онохина согласилась сразу и поселить покупателей, поскольку тем жить было негде. Та же сотрудница отвела Никитиных к Хомякову. Тот пообещал им в кратчайшие сроки оформить все правоустанавливающие документы на дом с земельным участком. Время шло, покупатели жили в доме как квартиранты, а Хомяков как в воду канул — на звонки не отвечал, а когда его буквально ловили, отговаривался волокитой, занятостью.

Осенью, уже 2005 года, Никитины обратились в прокуратуру. Узнав об этом, Хомяков срочно объявился и пригрозил, что если жалобщики не заберут заявление, то оформление их сделки задержится еще на год. Что дало ему основание для подобной уверенности в своей непотопляемости? К тому времени Хомяков уже бегал от доброго десятка клиентов. Кстати, пока уголовное дело дозревало в суде, стало известно еще о десяти эпизодах «ловкости рук» риэлтора Хомякова.

Как тут не задаться вопросом: а есть ли у нас, потенциальных продавцов или покупателей, защита от риэлтора, который, мягко скажем, не дружит с законом, а работает на свой карман? Судите сами. Времена, когда на открытие агентства недвижимости требовалась лицензия, какую хотя бы теоретически, но можно и отобрать, — эти времена прошли. Сегодня риэлторская деятельность приравнена к обычной предпринимательской. Получил свидетельство в налоговой инспекции — и зазывай клиента. Так что и здесь спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Ничего не остается, как учиться на чужом горьком опыте.

Источник http://allrussia.ru

Постоянный адрес новости http://allrussia.ru/nowadays/default.asp?NS_ID={A70C79B7-05C0-4341-9CFD-B2A2C966D7C9}&HN_ID=7