Фрагменты рукописи книги И.Кобзева «Деревенский Петербург (Ижевск – град Петров: о сходстве несходного)». Начало в № 37 от 09.09.04 г.

 

Ижевск родился на линии ватер-разлома, обозначенного сидением-плотиной с башней-бочком и напорной водой, смываемой в яму. Исторический центр Ижевска – яма между плотиной и Долгим мостом – это отхожее место, а оно у русских людей находится в полном презрении. Не удивительно, что Ижевск – это город без лица, город без истории, город-палимпсест. Палимпсест – пергамент, с которого смыто то, что было написано на нем, для того, чтобы им можно было пользоваться вновь. Здесь город-палимпсест – в значении ценного исторического документа, используемого по исполнении природной надобности.

 

   Одним из показателей внеисторичности Ижевска и его частых покушений на свою пробуждающуюся индивидуальность, на свое лицо, является печальная судьба его музеев.

   До революции в ижевском Арсенале действовал оружейный музей. Архивный документ за 1912 год сообщает, что ижевским гимназисткам в столетний юбилей Бородинской битвы в музее Арсенала показывали "пушки и прочие орудия времен 1812 года". В советское время «Ижмаш» открыл в музее заводское производство, а музейные пушки, очевидно, переплавили. Музей был закрыт.

   В 1920 году в Ижевске в здании немецкой кирхи открыли краеведческий музей. В тесном музее до слома кирпичной кирхи в 1929 году  работал единственный научный сотрудник – заведующий, он же – смотритель, который "вследствие старости мало трудоспособен" и не может уследить за "хищением ценных экспонатов", свидетельствуют источники. До 1937 года "крайне непопулярный" музей работал в бывшем Михайловском соборе, пока правительство Удмуртии не приняло решение о его закрытии в связи со сломом музейного здания. В 1939 году по решению правительства Удмуртии "республиканский музей краеведения переводится из г. Ижевска в Сарапул. В Сарапуле ему предоставлено здание районного музея". В 1947 году индустриальный Ижевск все же смог найти крошечное помещение для республиканского краеведческого музея на улице Сивкова (по площади он был гораздо меньше музеев в Сарапуле и Воткинске). Лишь в 1969 году краеведческий музей получил более просторное помещение. Он занял небольшую часть Арсенала, основную часть которого продолжал занимать «Ижмаш». Затем завод выехал из Арсенала и соседнего здания (цеха по производству пулеметов «Максим» в годы войны) и передал помещения для музея. Но «пулеметный цех» забрал себе президент Удмуртии, а музей сделал своим хоздвором. После путешествий и хищений коллекция ненужного в Ижевске краеведческого музея уменьшилась почти на три тысячи предметов.

   В годы войны в Ижевск, в отличие от соседних городов, были эвакуированы одни заводы, что отрицательно сказалось на его экологическом и гуманитарном состоянии. Так, эвакуированный с Украины завод разместился в здании Русского театра, а театр приютил на все четыре годы войны город Сарапул. В Сарапул и Воткинск приехали вместе с научными сотрудниками музейные сокровища Царского Села, Павловска, Гатчины, Клина. В Елабугу и Чистополь прибыли столичные писатели, поэты и артисты – Цветаева, Пастернак, Лемешев и другие. Ленинградский Большой драматический театр эвакуировался в Киров, Мариинский – в Пермь. Все это благотворительно сказалось на культуре этих городов. Так появился один из самых известных балетных центров мира – Пермский театр оперы и балета. Так появилась Свердловская киностудия.

   Если бы не эвакуация 1941-1942 годов, у российской культуры была бы иная география. Высокий уровень многих театров, музеев, вузов, архитектурных мастерских был задан эвакуированными из центра представителями интеллигенции. Порой им некуда было возвратиться после войны.

  В Ижевске шлейф эвакуации тоже оставил некоторый след в культуре, в частности, в ампирной архитектуре военных лет. Это здание, строившееся как цех военного предприятия (ныне Русский драматический театр имени В.Г.Короленко). Это победный купол цирка, уже уничтоженный президентом Волковым. Это деревянный Еврейский городок, который город может утратить по прихоти какого-нибудь «благотворителя». В городке жили эвакуированные с Украины семьи инженеров. В Ижевске эвакуированных ненавидели из-за стесненных условий и всех без разбора называли «евреями». Отсюда название городка из девяти желтых ампирных особняков, построенных у продовольственно-вещевого базарчика на конечной остановке трамвая военного времени (на углу улиц Кирова и Маркса). На базаре эвакуированные продавали самое дорогое, что смогли вывезти с родины, а их обсчитывали: эвакуированных считали богатыми людьми.

   После войны известный московский коллекционер А.С. Жулако, в течение всей своей жизни собиравший полотна знаменитых художников Айвазовского, Шишкина, Сурикова, Крамского, Маковского и других и знакомый с внучатой племянницей П.И. Чайковского К.Ю. Давыдовой – научным сотрудником мемориального музея Чайковского в Клину, намеревался подарить свою художественную коллекцию Удмуртии – родине великого русского композитора. Но в Ижевске не приняли дар коллекционера. Тогда Александр Семенович передал художественную коллекцию в соседнюю Пермскую область – в молодой город Чайковский, входящий в ижевскую агломерацию, но не подчиненный Ижевску.

    Равнодушие Ижевска к памяти и собственной истории особенно впечатляюще проявляется на судьбе "ненужных" и неприбыльных старых ижевских кладбищ. А ведь еще Пушкин заметил: "Два чувства дивно близки нам – / В них обретает сердце пищу – / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам. / Животворящая святыня! / Земля была б без них мертва". Ижевск в 1929 году на 100% выполнил план по уничтожению "животворящей святыни" – всех без исключения древних склепов и мрачных усыпальниц, покрытых "бесполезной" пылью веков, опередив в этом отношении другие города.

   Сейчас на старых ижевских погостах, где экскаваторами перерыты сотни тысяч "отеческих гробов", действуют Центральный стадион, плавательный и ледовый дворцы «Ижстали» и «Ижмаша», «Ижводоканал», автоматно-церковный комплекс имени Калашникова, мартеновский цех и цех по производству автоматов Калашникова. Автоматы делают на развалинах церкви Покрова Богоматери и на могиле, в которой похоронена жена оружейного фабриканта И.Ф. Петрова.

   Беспамятство Ижевска особенно впечатляюще проявляется в соединении кладбищенской и гастрономической темы. Старое Заречное кладбище ныне используется под огороды. В центре самого старого ижевского кладбища, основанного в 1760 году – напротив бани № 1 и «Мотозавода» – в 1929 году вырыли огромный подземный резервуар «Ижводоканала». "Кладбищенскую" воду – там похоронены первопроходцы Ижевска – до сих пор пьет весь город. А еще в течение нескольких десятилетий жители Ижевска пили пиво "из мертвецкой". В морге в советское время находился пивной склад (ныне там продовольственный склад и редакция газеты). "Пивной морг" расположен на берегу пруда в одноэтажном каменном здании, прямо против мемориальной доски на стене «Мотозавода», которая гласит, что здесь под руководством М.Т. Калашникова была сделана первая партия автоматов АК-47. Однако это не так: первый цех по производству автоматов Калашникова «Мотозавод» (ныне «Аксион») уже успели сломать, причем недавно: для техносферы важнее не история, а производственная необходимость. Так что заводская память коротка даже о собственном прошлом,  не говоря уже о прошлом "чужом", незаводском.

   «Мотозавод» уничтожил самый красивый из купеческих уголков старого Ижевска. В этом месте кварталы из кирпичных и деревянных домов спускались лесенкой-домино из крыш, резных флюгеров и балкончиков, уютных двориков и садов от куполов Михайловского собора к береговому бульвару с Генеральским садом.

   Еще больше памятников архитектуры и истории уничтожено на территории «Ижмаша» и «Ижстали» – самой старинной и исторической части Ижевска, от которой осталось немного. Уничтожены два больших православных храма, две мечети, мусульманское кладбище, пестро раскрашенная татарская слобода, а также старинная ижевская Венеция или Голландия – шлюзы, шлюзовой залив, каналы, бесчисленные водяные колеса, "водная архитектура" заводских зданий. Например, за оружейной часозвонницей недавно разгромлена старинная, когда-то водяная, кричная фабрика  архитектора Дудина с великолепными «венецианскими» окнами и ажурными металлическими перекрытиями. Такие перекрытия  в строительстве зданий впервые начали применяться на родственных Камских заводах – Воткинском и Ижевском, потом  – после пожара 1837 года - в Зимнем дворце Петербурга, затем в Европе (Эйфелева башня в Париже, «Хрустальный дворец» в Лондоне).

    В будущем заводскую яму надо очистить от грязи и сделать там индустриально-водный экопарк, как и поступают в подобных случаях в старых индустриальных городах цивилизованных стран мира. Открыть исторический центр для туристического и иного бизнеса, а не размахивать оружием, чтобы уважали, – вот истинный путь культурного, по-настоящему открытого города.

 

На фото: 1) Покровская церковь, на месте которой «Ижмаш» на исходе ХХ века построил новый цех по производству автоматов Калашникова. 2-3) Историческая застройка у подножия Михайловского собора, уничтоженная «Мотозаводом». Служила «пьедесталом» Михайловского храма со стороны пруда.