11 марта 1906 года подводные лодки Российской империи были официально объявлены самостоятельным классом боевых кораблей. С этой даты принято вести отсчет подводному флоту России. Но фактически его история насчитывает куда больше ста лет.

            Приоритет в области строительства субмарин принадлежит англичанам. Еще в 1620 году на Темзе в присутствии короля Якова I был испытан подводный корабль с экипажем из 12 человек. Но и российские изобретатели внесли свой вклад в разработку конструкции «потаенных судов», как их именовал Петр I. В 1844 году инженер Степан Джевецкий построил первую в мире подводную лодку, чей движитель питался от аккумуляторной батареи. А уже в 1879-1881 годах были спущены на воду пятьдесят подлодок, построенных по его же проектам.

            Однако первый российский подводный корабль, представляющий боевую ценность, появился лишь в 1902 году. Он мог погружаться на глубину до 55 метров, имел скорость подводного хода 9 узлов и был вооружен двумя торпедными аппаратами.

            Тем не менее, участие субмарин в разразившейся вскоре русско-японской войне носило фантомный характер. Больше было страхов и слухов. Хотя флотоводцы противоборствующих держав и принимали самые серьезные меры к отражению возможных атак из-под воды. Зато в первую мировую подводные лодки стали представлять уже серьезную угрозу. Россия только в Балтику вывела восемь субмарин. А к началу 1917-го там успешно действовали 40 русских подводных лодок.

Триста лет назад Россия заявила о себе как о морской державе. Андреевский флаг наши моряки с честью пронесли через все моря и океаны. И спускать его они не намерены.

По сообщениям Минобороны