Итак, все споры в правительстве вокруг снижения ставок самого урожайного из налогов – НДС – отодвигаются до 2009 года. Скорее всего, на выбор такого решения повлияли не столько расчеты Минфина, гарантировавшего полный развал бюджета в случае недобора налогов, сколько  элементарное желание не раскачивать только-только установившееся равновесие в налоговой сфере. Тем более что так и остался вопрос: на сколько же снижать НДС – на 3 или 5 процентов. Впрочем, меньше всего хотелось бы анализировать аппаратные игры вокруг этого решения. Важнее посмотреть, чем обернется этот мораторий для российского бизнеса и экономики в целом.

Прежде всего, никакой катастрофы для бизнеса не произойдет. За годы налоговой реформы с 2001 по 2005 год налоговая нагрузка на экономику при сопоставимых ценах на нефть снизилась с 33,6% до 27,4% ВВП. Даже самые обиженные – нефтяники, у которых изымается вся сверхприбыль и которые платят в бюджет чуть не в десять раз больше, чем в 2001 году, не остаются без прибыли. К тому снижение налогового бремени продолжается: Минфин планирует в 2007 году уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков предыдущего года, увеличить для граждан социальные налоговые вычеты на обучение и лечение до 50 тысяч рублей, ввести нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых для новых нефтяных месторождений на срок до 10 лет. И все же, учитывая, что 68 процентов доходов бюджетной страны формируется за счет налогов, резко сокращать их объем было бы, по меньшей мере, нелогично. Каждый процент «недобора», как заявил на днях глава ФНС Анатолий Сердюков, «весит» 60 миллиардов рублей. Подсчитано, что при сокращении ставки НДС до 13% уменьшение доходов в 2007 году составит 16,1%.

Были предложения направить в бюджет взамен сократившихся налогов средства из Стабилизационного фонда. Предполагалось, что «освобожденный бизнес» заработает эффективнее, и рост экономики каким-либо образом компенсирует сегодняшние убытки государства. Но расчеты Минфина и МЭРТ показывают, что при сохранении текущего уровня расходов бюджета снижение НДС до 13% приведет к увеличению темпов роста ВВП всего на 0,34 процентного пункта. Зато нынешний профицит федерального бюджета превратится в дефицит в размере 0,4% ВВП. Так что этот аргумент не срабатывает.

Снижение НДС сразу на 5 процентов - мера не столько экономическая, сколько политическая. Своего рода сигнал бизнесу, что государство понимает его тревоги и приглашает его к долгосрочному сотрудничеству, к инвестированию в российскую экономику. Таким же сигналом, кстати, стала бы и затягивающаяся налоговая амнистия.  И вообще – для убеждения бизнеса поверить государству есть и другие способы. И первостепенный – совершенствование налогового администрирования.

Что же касается министра финансов, отстаивающего налоги, то его «жадность» таится не столько в борьбе с угрозами бюджету, а в принципах его формирования и использования. Нефтяное изобилие, по мнению Кудрина, дезориентирует власть, бизнес и общество, посягающих на Стабфонд и щедро раздающих бюджетные деньги. Поэтому предлагаемый им способ исчислять доходы государства и верстать бюджет без учета нефтедолларов, а сами нефтедоллары откладывать в сторону (уже другой вопрос - только ли в Стабфонд или еще на какие-то другие нужды), позволит по-иному взглянуть и на налоговую систему. Потому что тогда НДС, не зависящий от мировых цен на нефть, а потому становящийся реальным индикатором экономики, вряд ли будут пересматривать при каждом удобном случае.

По сообщениям Минфина РФ