Л. КурочкинПоследние события вокруг Волжского автозавода сделали тему «Государство и автомобилестроение в России» одной из самых обсуждаемых в обществе. Должен ли автомобильный рынок жить по законам рынка, и необходимо ли вмешательство государства? Об этом мы беседуем с министром промышленности и транспорта Удмуртской Республики Леонидом КУРОЧКИНЫМ.

- Леонид Александрович, в последнее время государство начало обращать внимание на отечественный автопром. С чем это связано?

- Российские предприятия сегодня недостаточно мобильно обновляют свои модельные ряды и дизайн автомобилей. Путь автомобиля от проектировки до конвейера затягивается настолько, что машина устаревает - технически и морально. Это одна из причин невысокой конкурентоспособности нашей продукции и снижения объемов продаж традиционных российских автомобильных марок на фоне роста покупательского спроса на иномарки, произведенные в России или доставленные по линии прямого импорта. Как ни парадоксально это звучит, для того, чтобы быть успешными на рынке и развиваться более динамично, автомобильным предприятиям необходима государственная поддержка. Работа в этом направлении сегодня ведется. Постановлением Правительства России отменены таможенные пошлины на ввозимые автокомпоненты для автомобильных заводов, работающих в режиме промышленной сборки. Льготы касаются и ввозимого уникального оборудования для предприятий автопрома и машиностроения, если оно не имеет аналогов в России.

Эти меры направлены на привлечение в Россию иностранных автопроизводителей и в то же время на нивелирование различий между понятиями «иномарка», «отечественный автомобиль» и «нашемарка», на улучшение потребительских качеств и, соответственно, имиджа последних. Пока исследования показывают, что потребитель считает произведенные в России автомобили, пусть и «иностранного происхождения», значительно уступающими по качеству импортным. При том, что ряд отечественных предприятий, освоивших производство автомобилей иностранных брэндов, добиваются лучшего качества сборки, чем было «на родине» автомобиля. Об этом заявляли представители Всеволожского «Форда», это подтвердили результаты аудитов компании KIA Motors на Ижевском автозаводе.

- Какие положения «Концепции развития автомобильной промышленности России» вы считаете наиболее важными?

- Концепция ориентирована на повышение эффективности производства современной конкурентоспособной автомобильной техники. В частности, ею предусматривается возможность создания единых платформ, на которых можно было бы организовать новые автомобильные ряды и в короткие сроки поставить их на производство.

Сегодня предлагается и широко обсуждается применение такого варианта на Волжском автозаводе. Конечно, потребуются миллиардные инвестиции, в том числе государственные. Фактически государство впервые за последнее десятилетие продекларировало свою готовность предпринимать практические действия для поддержки автозавода. Да, отдельно взятого. Но выбор объясним: роль градообразующего «АвтоВАЗа» для Тольятти, всего Приволжского региона и страны в целом переоценить сложно.

На «ИжАвто»И здесь необходим разумный подход. При проектировании новых автопроизводств необходимо предусмотреть использование имеющихся свободных площадей и производственных возможностей. Очень интересная площадка - Ижевский автозавод. Потенциал ОАО «ИжАвто» (Ижевск, Удмуртская Республика) сегодня значительно превышает существующие объемы производства. Во-первых, в настоящее время загрузка автозавода составляет не более 25 процентов, потенциальная же мощность предприятия - более 300 тысяч автомобилей в год. Во-вторых, свободная производственная инфраструктура составляет 149,8 тысячи кв. м, имеется квалифицированный производственный персонал для значительного увеличения объемов производства. В-третьих, повторюсь, высокое качество автомобилей KIA Spectra, то есть наличие потенциала для его обеспечения. И, наконец, «в багаже» у коллектива «ИжАвто» - опыт партнерства с ведущим мировым производителем и производства автомобиля KIA Spectra. Эти факторы могли бы способствовать внедрению в Ижевске автомобилей с единой платформой в минимальные сроки и с наименьшими затратами.

- Могла ли господдержка в свое время сохранить ижевскую «Оду» и автомобили из этого семейства?

- Что касается «Оды», то желающие приобрести этот автомобиль есть до сих пор. Настолько он был неприхотливым в обслуживании. Но много говорилось о том, что в последние два года в разы выросли цены на металл и энергоресурсы. Соответственно, поднялись цены на комплектующие; стал более дорогостоящим сам процесс производства автомобилей. Цена на автомобили семейства «Иж» перестала соотноситься с возможностями традиционного их покупателя. К тому же само производство стало нерентабельным, а, соответственно, неконкурентоспособным. В мае прошлого года Президентом Удмуртской Республики А.А.Волковым и Правительством Удмуртской Республики вопрос по проблемам Ижевского автозавода выносился на уровень Президента Российской Федерации. Руководство республики участвовало в заседаниях Правительства Российской Федерации, где рассматривались вопросы автопрома. Тем не менее приняты были те решения, которые приняты. Ижевский автозавод раньше, чем предполагал, сменил модельный ряд и сосредоточился на реализации проекта KIA Spectra. Но надо отдать должное, в создавшейся ситуации на «ИжАвто» было сделано все возможное, чтобы не остановить производство. Ижевские ВАЗ-2106 и ВАЗ-2104 производились весь 2005 год, параллельно с работами по реконструкции под проект KIA Spectra. Сегодня «ИжАвто» производит только вазовскую «четверку», но взамен ушедшей в историю «шестой» модели ВАЗ освоен фургон ИЖ-27175. На рынок вновь возвращен автомобильный брэнд «Иж».

- Чем, на ваш взгляд, стал проект «KIA Spectra» для экономики Удмуртской Республики?

- Проект имеет огромное значение для нашей экономики, ведь благодаря ему удалось сохранить единственное в своем роде в республике предприятие. Кроме того, проект был поставлен на ноги в самые кратчайшие сроки. Все буквально происходило на наших глазах: снималось оборудование в гальваническом цехе, сразу же шли работы по реконструкции завода, делались наливные полы, вывозилось старое оборудование. В такие же короткие сроки устанавливались новые сварочная, лакокрасочная и сборочная линии. Сроки потрясающие. Это говорит о том, что и руководство, и сам коллектив Ижевского автозавода сделал очень многое для развития и сохранения предприятия. И руководству, и коллективу завода хочется принести благодарность. Я знаю, что люди работали сутками, не выходя из завода, в три смены. Даже корейцы были удивлены такими темпами работы.

Факт, но конвейер, рассчитанный на 12 авто в час, производит 13 штук, и уже планируется выйти на 15. Это значит, что мы умеем работать и быстро, и качественно.

- Правительством республики разработана программа «Развитие машиностроения и металлообработки на 2006-2010 годы». Какие моменты в ней касаются Ижевского автозавода?

- В рамках этой программы, в частности, рассматриваются варианты производства автокомпонентов для «ИжАвто» с участием республиканских предприятий оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, автозавод сам мог бы участвовать в реализации «Концепции развития автомобильной промышленности России» в плане предоставления и производственных площадей, и высококлассных специалистов для других российских автопроизводителей.

И еще один момент. Автомобилестроительные предприятия для развития нуждаются в привлечении средств, в «дешевых» кредитах. В целях активизации инвестиционной деятельности предприятий республиканская целевая программа «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы» предусматривает возмещение за счет средств бюджета Удмуртии части затрат на уплату процентов по кредитам. Законом о бюджете УР на данные цели в 2006 году предусмотрено 30 млн. рублей, что позволит привлечь дополнительно внебюджетных инвестиций в объеме 500 миллионов.

Так что Правительство Удмуртской Республики активно способствует развитию республиканского машиностроения.

Источник Газета "Удмуртская правда"