Минобороны РФ в ближайшие дни намерено внести в правительство пакет из четырех законопроектов, призванных кардинально изменить систему призыва и службы в армии. Как сообщили в военном ведомстве, документы согласованы с заинтересованными федеральными органами и получили положительное заключение в Минюсте, пишет "Российская газета". В пакет вошли законопроекты о сокращении срока военной службы по призыву и отмене ряда отсрочек; об ужесточении ответственности за несоблюдение военнослужащими условий контракта; о создании военных центров при гражданских вузах;  об упразднении института прикомандирования офицеров и генералов к органам государственной власти.  Из 25 существующих отсрочек от призыва Минобороны предлагает полностью или частично отменить девять "менее социально значимых". Самый болезненный вопрос - о студентах - решен в пользу образования. Сохраняются отсрочки для обучающихся на дневном отделении вузов, имеющих госаккредитацию. Будут призываться молодые отцы, имеющие ребенка до трех лет, и те, у кого жена ждет ребенка, учителя и врачи, работающие на селе. Главная причина - сокращение с 2008 года срока службы до года. Военное ведомство готово сократить солдатский срок уже со следующего года. По планам минобороны, те, кого призовут весной 2007-го, будут служить 18 месяцев. А с 2008 года новобранцы уйдут в армию всего на 12 месяцев. Срок альтернативной службы в 2007-м составит 27 месяцев, а с 1 января 2008-го - 18 месяцев.

Список отменяемых отсрочек:

1. Лицам, занятым постоянным уходом за близкими родственниками, являющимися инвалидами первой или второй группы, а также гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет).
Аргументация: отсрочка давно стала формальной, позволяющей уклоняться от призыва на законных основаниях. По мнению авторов законопроекта, значительная часть пожилых женщин и мужчин, выйдя на пенсию, сегодня продолжает активно трудиться, в постороннем уходе не всегда нуждаются и инвалиды второй группы. Отсрочку предлагается предоставлять лишь после заключения медико-социальной экспертизы только тем, кто действительно осуществляет уход за лицами, в нем нуждающимися.

2. Имеющим ребенка до трех лет.
Аргументация: отсрочка принята в 1993 году, и сегодня авторы законопроекта расценивают ее как популистский шаг, дублирующий иные меры соцподдержки для таких семей - в частности, выплату пособий для ухода за ребенком. Указывается, что Госдумой принят в первом чтении законопроект, на треть увеличивающий размер пособия по уходу за ребенком.

3. Поступившим на работу по специальности после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования в государственные организации, перечень которых определяется правительством РФ.
Аргументация: отсрочка - пережиток прошлого, когда планирование экономики и управление ею осуществлялось жестко централизованно, в абсолютно иных условиях.

4. Обучающимся в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы, органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, а также таможенных органов РФ.
Аргументация: эти лица теперь будут иметь право воспользоваться отсрочкой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 ст. 24 Закона "О воинской обязанности и военной службе". По мнению авторов законопроекта, речь просто о "приведении данной нормы к единому требованию".

5. Имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель.
Аргументация: эта отсрочка плавно перетекала в отсрочку имеющему ребенка до трех лет. Потому см. пункт 2.

6. Обучающимся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Аргументация: в эти учреждения теперь нередко стали поступать те, кто уже имеет среднее общее образование, с одной целью - продлить отсрочку.
"Такой подход равносилен официальному признанию приоритетности конституционного права гражданина на образование по отношению к его конституционной же обязанности по защите Отечества. Однако подобная позиция не имеет правовой основы и не согласуется с положениями Конституции, устанавливающими равенство прав и свобод и обязанностей граждан РФ", - считают авторы законопроекта.

7. Имеющим высшее педагогическое образование и постоянно работающим на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих госаккредитацию негосударственных сельских образовательных учреждениях.
Аргументация: отсрочка не учитывает изменений, происходящих в стране. Прежде всего это продолжающийся процесс урбанизации, характеризующийся оттоком в города сельской молодежи. Как следствие- число сельских школ сокращается, а оставшиеся укрупняются. Поэтому, указывают авторы законопроекта, потребность в учителях на селе снизилась, у многих даже появились проблемы с трудоустройством. Не весьма педагогично, по их мнению, и то, что сельские ученики после окончания школы идут служить, а их учитель имеет отсрочку.

8. Постоянно работающим врачам в сельской местности.
Аргументация: та же, что и в пункте 7, только применительно к врачам.

9. Тем, кому это право дано на основании указов Президента РФ.
Аргументация: "Указами Президента РФ обеспечиваются социальные гарантии гражданам, а не освобождение их от исполнения конституционных обязанностей", - считают авторы законопроекта.

Военные вносят предложение, согласно которому срок альтернативной службы в 2007-м составит 27 месяцев, а с 1 января 2008-го - 18 месяцев.
"В целях поддержания войск (сил) в постоянной боевой готовности при переходе к одногодичному сроку прохождения военной службы по призыву предлагается осуществить этот переход в два этапа. На первом этапе (с 1 января 2007 г.) перейти на полуторагодичный срок военной службы по призыву и на втором этапе (с 1 января 2008 г.) - на один год".
Предполагается, что в 2008 году эти меры позволят призвать в армию дополнительно до 90 тысяч человек, в итоге чего число призывников в 2008 году составит до 390 тысяч человек.
Второй законопроект касается курсантов, окончивших военные вузы, но по их окончании увольняющихся из армии. По сведениям "РГ", у военных лопнуло терпение наблюдать за тем, как дети чиновников и генералов "на халяву" получают образование в лучших военных вузах, а потом сразу же уходят на гражданку.
Теперь таких товарищей предлагается наказывать рублем - при отказе заключить контракт с Минобороны они должны будут возместить средства, затраченные государством на их военную и специальную подготовку. То же касается и уволенных с военной службы до окончания срока контракта из-за недисциплинированности, неуспеваемости, нежелания учиться.
Третий законопроект регламентирует создание при 33 вузах учебных военных центров. Их выпускникам дается право, заключив контракт с Минобороны, отслужить не менее трех лет офицером. При этом военное ведомство готово простимулировать таких студентов материально - оно обязуется платить им стипендию и другие выплаты.
В проекте документа говорится также, что число военных кафедр будет сокращено. Их останется 35. Студенты, прошедшие обучение на военной кафедре, призываться не будут.
Выпускники военных вузов и училищ, отказывающиеся по их окончании служить, обязаны будут возместить средства, затраченные на их военную подготовку.
В четвертом законопроекте речь об офицерах и генералах, прикомандированных к органам государственной власти. Теперь авторы законопроекта предлагают привести институт прикомандирования в соответствие с требованиями закона о госслужбе.
"Военнослужащие, прикомандированные к организациям и учреждениям, выполняющим задачи по обеспечению обороны и безопасности государства, если там не предусмотрена федеральная государственная служба, могут находиться в указанных организациях и учреждениях только на условиях приостановления ими военной службы", - пишут авторы законопроекта.
Не исключено, что в проекте закона будет предусмотрена возможность прохождения военной службы и введение воинских должностей в федеральных государственных органах, где по закону военная служба не предусмотрена.
Не секрет, что оклады прикомандированных сегодня превышают денежное содержание тех, кто несет службу в войсках. Если предложение будет принято, погоны могут снять до 3,5 тысячи человек. Хотя, по словам Сергея Иванова, это лишь 1 процент от всего офицерского корпуса страны, но очевидно: содержание этой привилегированной бригады для военного ведомства довольно обременительно.
Таким образом планируется и восстановить социальную несправедливость, когда одни служат за копейки где-нибудь в Забайкалье, а другие с комфортом проходят службу в престижных ведомствах в пределах Садового кольца.
 
 


 Накануне.ру