Среднестатистический мужчина Удмуртской Республики живет чуть более 57 лет, поэтому никогда не получит свою пенсию. Четверо из десяти умирают по причине злостного употребления алкоголя. Ежемесячно мужчина в Удмуртии выпивает до 5 литров спиртного, причем далеко не лучшего качества (суррогаты).

В мировом сообществе давно сложилось мнение, что самая низкая продолжительность жизни мужского населения существует в двух группах стран. Первая из них – это страны Южной Африки, а во вторую вошли Украина, Белоруссия и Россия. Но в отличие от стран Африки, где кризис смертности связан с эпидемией ВИЧ,  во второй группе смертность мужчин связана со злоупотреблением алкоголя. А если сравнивать Россию и Запад, то у нас уровень смертности высокообразованных людей такой же, как у них среднестатистических. То есть, как бы мы не желали, но западно-европейский мужчина живет значительно дольше «нашего».

Это мнение подтвердило и проходившее исследование причин сверхвысокой смертности мужчин трудоспособного возраста на территории Удмуртии. Группа ученых и экспертов из Великобритании, Германии, России и Удмуртии на протяжении трех лет пытались выяснить, почему треть мужского населения не доживает до пенсионного возраста.

Так исследования кандидата физико-математических наук института демографических исследований Макса Планка (Германия) Евгения Андреева, говорят о том, что сверхвысокая смертность мужчин связана с непомерным количеством употребляемого спиртного, а это в свою очередь зависит от уровня образования, характера трудовой деятельности и семейного положения. Злоупотребляют спиртными напитками, и как следствие, умирают по этой причине, мужчины с низким или неполным средним образованием, занятые физическим (не умственным) трудом и не имеющие семьи (разведенные).

Приведенные автором таблицы, свидетельствуют, что высокая смертность мужского населения – это процесс волнообразный. Снижение смертности по причине употребления алкоголя зафиксировано в период «антиалкогольной компании» (1985-1987 годы). Но уже в начале 90 годов прошлого столетия уровень смертности возрастает почти вдвое. К 1998-му году ситуация несколько стабилизировалась. Однако в 2003 году показатели смертности опять резко скакнули вверх.

Профессор Лондонской школы гигиены и тропической медицины Мартин Мак Ки в своих исследованиях сделал вывод, что экономическое развитие страны и Удмуртии в частности, тесно связано с улучшением здоровья мужского населения.

Типичный россиянин в среднем на три дня больше пропускает работу по болезни, нежели среднестатистический европеец. При этом «болезненные потери», в том числе больничные, связанные с  употреблением алкоголя, выливаются стране в сумму примерно равную 1 проценту ВВП России.

Необходимо отметить, что расходы на лечение в России тоже феноменальные. Чтобы пролечить больных с заболеваниями системы кровообращения – в год затрачивается 83 млрд. рублей. А ведь давно доказано, что одно из первых последствий злоупотребления алкоголем – это как раз болезни системы кровообращения. На излечение болезней органов дыхания ежегодно тратится 42 млрд. рублей, на лечение различных травм – 36 млрд. рублей.

Любителей выпить становится больше и умирают они чаще.

Казалось бы, меньше пьем – крепче здоровье, но наши мужчины не могут (или не хотят) пить меньше. Всем известна аксиома: в России пили, пьют и пить будут. Мало того, редкий индивидуум мужского пола, находящийся в постоянном состоянии «под шофэ» самостоятельно сознается, что он алкоголик. В большинстве своем это «любители выпить».

О том, что в Удмуртии пьют все (или почти все) и помногу уже не для кого не секрет. Но то, что в республике 34 % мужчин в возрасте от 25 до 54 лет умирают от злостного употребления алкоголя, – стало для исследователей своего рода сенсацией.

Доктор медицинских наук из Ижевского медицинского колледжа Галина Башкирова утверждает, что только один из пяти мужчин умирают по причине старости, а смертность остальных обусловлена другими факторами, в большинстве случаев - алкоголизмом. Разница в продолжительности жизни женщин и мужчин достигает почти 18 лет, причем не в пользу последних. На пятерых ушедших из жизни мужчин приходится всего одна женщина. Сельские мужчины трудоспособного возраста живут и радуются жизни намного меньше городских не потому, что у них тяжелая работа, а потому что пьянство на селе «зашкаливает» все возможные предельные показатели.

Руководитель отдела информации Московского НИИ психиатрии Алексей Немцов, исследовав аспект алкогольной смертности мужчин, сделал вывод, что последний всплеск алкогольной смертности был зафиксирован в 2003 году, тогда мы потеряли 45 тысяч мужчин трудоспособного возраста. В прошлом году эта цифра составила 36 тысяч человек.

Если рассматривать алкоголизм в географическом разрезе, то относительно благополучными в плане смертности от алкоголизма считаются Центр и Юг России и наиболее максимальная смертность наблюдается в Мурманской области, республике Коми, на Дальнем Востоке и Якутии. Удмуртия вошла в 20-ку регионов-лидеров.  В 71 регионе смертность от алкоголя превышает не только среднеевропейские, но и среднероссийские показатели.

 

Владимир Школьников, руководитель лаборатории Института демографических исследований Макса Планка (Германия) привел данные исследований по изучению ижевских семей с целью выявить риск смертности (в том числе и от алкоголизма) мужчин от 25 до 54 лет в зависимости от семейного положения.

Каждый десятый семейный мужчина имеет за год несколько эпизодов запоя.

Один из двадцати состоящих в браке ижевских мужчине в состоянии выполнять свои супружеские обязанности даже раз в неделю (!) по причине постоянного употребления спиртного.

Свыше 60 % мужчин, проживающих на территории Удмуртии, употребляют только суррогатный алкоголь, т.е. спиртосодержащие смеси не предназначенные для приема внутрь, так как это наиболее доступный и дешевый вид алкогольной продукции.

 Свыше 36 тыс. мужчин ежегодно умирают от злоупотребления алкоголем, еще более 20 тысяч «сильных мира сего» являются алкоголиками. И лишь один из 10 «признавшихся» алкоголиков зарегистрирован в наркодиспансере.

Можно ли бороться с пьянством?

Оказывается можно. Один из способов – «антиалкогольная компания» пройдена нашей страной еще в восьмидесятые года прошлого столетия. Плюсы и минусы этого «государственного» мероприятия обсуждаются до сих пор. По статистическим данным именно в этот период увеличилась продолжительность жизни россиян и уменьшилось количество смертей от алкоголя. Однако по неофициальным данным этот период характерен резким увеличением и распространением самогоноварения. «Рецепты» улучшения вкусовых качеств готового сырья и сейчас используются для «очистки» технического спирта от технических примесей. И именно с середины 80-х годов начинается активное употребление суррогатов: всевозможных спиртосодержащих смесей, не предназначенных для приема внутрь.

Среди современных способов борьбы с «зеленым змием» - ограничение времени продажи вино-водочных изделий в магазинах с 8 до 20 часов. Так поступило руководство города Покровск в Якутии, когда были обнародовано - среднестатистический мужчина этого маленького городка ежемесячно умудряется выпивать свыше 8 литров чистого спирта. Ограничение продажи спиртного вряд ли выведет генофонд нации из-под удара, но некоторое  влияние оказать все же сможет.

Практикуется на территории нашей страны и еще один способ борьбы с пьянством. Устав от вечно «веселых» работников, женщина-руководитель небольшого лесоперерабатывающего предприятия поселка Первомайский  Свердловской области, пригласила врача-нарколога и одновременно закодировала всех подчиненных ей мужчин. В результате таких «жестких» мер руководителя, всего за полгода работы в трезвом виде, предприятие «вылезло» из долгов и начало приносить прибыль.

Какие реальные действия будут предприняты в Удмуртии после прошедшей Международной научно-практической конференции, говорить пока рано. Однако, судя по проекту резолюции, «вот-вот» должна начаться разработка законодательства в сфере лицензирования розничной продажи пищевой и непищевой спиртосодержащей продукции (парфюмерно-косметического, медицинского и бытового назначения) и включение ее независимо от емкости расфасовки в перечень подакцизных товаров.

Кроме того, в скором времени аптечные препараты типа «Настойки боярышника», «Настойки горького перца» будут включены в список медикаментов, отпускаемых по рецепту врача. А так же будут разработаны правила торговли спиртосодержащими растворами с ограничением продаж по времени, возрасту и другим факторам.

Но, позвольте, разве у нас не было нормативного-правового подтверждения всем вышеперечисленным законодательным разработкам? Не так давно аптеки продавали спиртосодержащие препараты по рецептам, а возраст потребителей спиртного до сих пор ограничен (вино-водочные изделия можно употреблять с наступлением 21 года – этот норматив ни кто не отменял).

Бутылка со спиртосодержащей жидкостью всегда являлась в нашей стране некой внутригосударственной валютой. «За рюмочкой» проходят важные переговоры и беседы «по душам». Дни рождения, крестины, свадьбы и похороны тоже не обходятся без рюмочки. Бутылочку хорошего вина преподносят в подарок и  расплачиваются за выполненную работу…

Сверхсмертность мужчин в возрасте «полного рассвета сил» предотвратить, безусловно, можно. Нужна всего на всего политическая воля, жесткая законодательная база и беспрекословное ее выполнение. Возможно, тогда наши мужчины будут жить долго и счастливо.