На юге страны начинаются полевые работы. А значит, по хозяйствам опять лихорадочно латают и без того чиненную-перечиненную технику и не знают, какому богу молиться, чтобы она проработала хотя бы до конца сева.

Министерство сельского хозяйства сообщает: по состоянию на январь 2006 года сельхозпредприятия России располагали 603 тыс. тракторов, 157 тыс. зерноуборочных и 40 тыс. кормоуборочных комбайнов, 261 тыс. сеялок. Тем самым обеспеченность техникой не превышает 50% от необходимого.

Но есть серьезное подозрение, что ситуация значительно хуже, чем ее рисует Минсельхоз. Тем более что его специалисты неоднократно признавались: у них нет точной информации, в каком состоянии сегодня пребывает машинный парк аграриев. Хотя можно предположить, что не в самом лучшем. Новое на машинных дворах присутствует в гомеопатических количествах. Да и откуда ему взяться, если последние пятнадцать лет для производителей сельскохозяйственной техники были прямо-таки катастрофическими.

ВНИИ экономики сельского хозяйства отмечает, что выпуск тракторов по сравнению с 1990-м упал в 27 раз, а комбайнов – в 12. Российские заводы уже не в состоянии восполнять физический и моральный износ техники в народнохозяйственном комплексе. Весьма зыбка и надежда на то, что «заграница нам поможет». Бесплатно она это делать не будет, а финансовое состояние большинства предприятий АПК таково, что о всяких «джон дирах» и «маккормиках» им и мечтать не стоит. Ну а тем, кто помельче, - фермерам, индивидуалам, владельцам приусадебных хозяйств вообще в нынешней ситуации лучше ориентироваться на конную тягу да на силу своих рук.

Положение, прямо скажем, критическое. Причем кризис столь масштабен, что справиться с ним без помощи государства уже не получится. И это прекрасно сознают в правительстве. Не случайно в последние годы им были разработаны несколько федеральных программ, направленных на подъем сельского хозяйства России. Однако они страдают одним серьезным недостатком – отсутствием комплексного подхода. И, наверное, пока он невозможен, поскольку государство не располагает полной картиной происходящего в аграрном секторе. А без нее ни о каком «бизнес-плане», который станет руководством к действию для федеральных и региональных властей, говорить не приходится.

Снять эту неопределенность поможет начинающаяся в июле Всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая позволит получить уточненные сведения по всем категориям хозяйств, о занятости в сельхозпроизводстве, площадях посевных земель, поголовье скота и численности птицы и, конечно, о наличии техники и оборудования.

Последняя тема присутствует в трех из четырех формах анкет, которые будут использованы во время переписи. Руководителям сельхозпредприятий, фермерам, главам индивидуальных хозяйств предстоит ответить на вопросы, сколько у них в наличии тракторов (и какой мощности), автомобилей, комбайнов, плугов, косилок – всего 42 наименования. Поинтересуются переписчики и тем, какая техника своя, а какая арендована. И главное, сколько единиц из списка удалось приобрести в последние пять лет. То есть, каков процент обновления машинно-тракторного парка.

Стоит оговориться, что фискальные цели ВСХП не преследует. Как неоднократно заверяли руководители Росстата, вся собранная информация в соответствии с законом о переписи считается конфиденциальной и может быть использована лишь в целях формирования информационных ресурсов и, естественно, планирования аграрной политики государства. Другими словами, речь идет об определении приоритетов помощи селу, о налаживании финансовых механизмов ее поступления а, в конечном счете, - об улучшении жизни крестьян и облегчении их далеко не легкого труда.