«Каких-то глобальных изменений в связи с продажей акций для Удмуртии в целом и для «Удмуртнефтепродукта» в частности не будет, пакет не контрольный», - успокоила в понедельник, 17 апреля, руководитель пресс-службы компании Анастасия Калядина.

Волков теперь точно в руках Осколкова.«Д» попросил ее дать комментарий появившейся в Интернете информации о том, что в конце мая пакет акций  ОАО «Удмуртнефтепродукт» в размере 41,81 % отойдет в собственность НК «ЛУКОЙЛ» в лице ООО «ЛУКОЙЛ-Пермьнефтепродукт».
41,81% акций – это тот самый пакет акций ОАО «Удмуртнефтепродукт», который с осени 1997 года и до настоящего времени принадлежал Удмуртской Республике. В республиканскую казну акции были переданы по договору с федеральным правительством, причем не безвозмездно, а в счет недополученных Удмуртией бюджетных трансфертов. Тогда эти деньги были очень нужны республике – долги правительства УР и местных администраций по зарплате бюджетникам достигали 2-3 месяцев, но республиканские власти приняли решение идти на потерю трансфертов, лишь бы вернуть контроль над «Удмуртнефтепродуктом». Теперь от акций компании решили избавиться. И срочно.
Всего год назад это же число акций давало республиканским властям право на 54,6% голосов при голосовании на собраниях акционеров ОАО «Удмуртнефтепродукт». Однако проведенная в мае-июле конвертация привилегированных акций в голосующие привела к размыву веса государства до нынешних 41,81 %. Прошлой весной и летом «Д» много писал на эту тему, а активисты Координационного Совета гражданских действий УР проводили пикетирование собрания акционеров и несколько раз обращались в прокуратуру и аппарат бывшего полпреда Президента РФ в ПФО Сергея Кириенко с просьбой вмешаться и восстановить позиции государства. Бездействие этих инстанций позволило к августу 2005 года полностью сконцентрировать контрольный пакет акций «Удмуртнефтепродукта» в руках «команды Осколкова», гендиректора ООО «УТЭК» - управляющей компании ОАО «Удмуртнефтепродукт». Сейчас обесцененный потерей контроля государственный пакет акций продают, и продают по договоренности, без проведения конкурса или аукциона.
Обойти закон администрации президента Волкова уже не в первый раз позволяет уловка с передачей акций «Удмуртнефтепродукта» из казны республики на баланс ОАО «Удмуртторф», находящегося в 100-процентной собственности Удмуртской Республики. Таким же образом за последние полтора года с баланса «Удмуртторфа» ушли уже две нефтяные компании – ОАО «УННК» и ОАО «Удмуртгеология». Продажа «Удмуртнефтепродукта» сделает «Удмуртторф» фактически «пустым» предприятием, правда, имеющим неплохой особнячок в центре Ижевска, всего в двух минутах ходьбы от не заметившей никакой аферы республиканской прокуратуры.
Показательно, что единственным реальным комментатором сделки в СМИ в начале этой недели выступила молодая сотрудница УНП – Анастасия Калядина. В прошлом году все имевшие прямое отношение к собственности и «Удмуртнефтепродукту» высокопоставленные чиновники правительства УР – вице-премьеры Виктор Савельев и Валерий Богатырев, министр имущественных отношений Сергей Касихин и гендиректор УНП Андрей Шутов в один голос отрицали возможность продажи акций компании и тоже говорили о том, что ничего страшного не произошло, и государство в лице правительства УР продолжает контролировать предприятие. Фактически же УНП контролировали те, кого называют «командой Осколкова» и «семьей» президента Волкова.
Если ЛУКОЙЛ придет в состав акционеров «Удмуртнефтепродукта», такая ситуация продлится недолго. До сих пор контрольный пакет Осколкова-Волкова (Прим. – сын президента Удмуртии Андрей Волков является замом Осколкова в ООО «УТЭК» - управляющей компании ОАО «Удмуртнефтепродукт» и замом руководителя ОАО «Удмуртторф») держался на доле в уставном капитале компании ООО «Торговый дом «Удмуртнефтепродукт» (10,73%). «ТД «Удмуртнефтепродукт», в свою очередь, по состоянию на 1 января находился в 100-процентной собственности ОАО «Удмуртнефтепродукт». Но не исключено, что в первом квартале этого года здесь могли произойти какие-то изменения. Пока на официальном сайте компании
www.udmnp.ru можно ознакомиться только с данными за IV квартал 2005 года. Общее годовое собрание акционеров ОАО «Удмуртнефтепродукт» должно состояться на следующей неделе в четверг, 27 апреля. Состав акционеров, имеющих право принять в нем участие, зафиксирован по состоянию на 15 марта.
Приблизительно в это же время окружение президента Удмуртии очень нервничало по поводу своего карьерного будущего – по политизированным кругам волнами ходили слухи о том, что в Кремле вот-вот примут принципиальное решение по вопросу целесообразности нахождения Александра Волкова на посту президента Удмуртии. Скорее всего, эта неопределенность, а вовсе не дефицит бюджета является главной причиной, подтолкнувшей форсировать заключение сделки по продаже республиканского пакета акций.
При быстром сценарии реальных претендентов на пакет было лишь двое: ЛУКОЙЛ и «РуссНефть». Однако, учитывая зависимость «Удмуртнефтепродукта» от поставок ГСМ с пермских НПЗ «ЛУКОЙЛа», который в любой момент мог оказать силовое давление на республиканское руководство, выбора у президента Волкова фактически не было. Будь Александр Волков уверен в своих перспективах, первым по высокой рыночной цене продали бы консолидированный пакет частных акционеров, который контролирует Андрей Осколков. но случиться это должно было гораздо позже, поскольку вся взросшая за последние годы агропромышленная «империя» Осколкова строилась и продолжает строиться на взятии за бесценок разоренных, в том числе поставками ГСМ, бывших колхозов.
За то, что решение продавать пришло внезапно и где-то в середине марта. говорит материал в апрельском номере журнала «Свое Дело» (№17). Слова вице-премьера Виктора Савельева, бывшего в то время и.о. премьера, и гендиректора УНП Андрея Шутова лучше процитировать полностью. Виктор Савельев: «Я считаю, что на сегодняшнем этапе «Удмуртнефтепродукт» продавать рановато - еще не та цена, еще не тот спрос. Вы видите, что наши крупные вертикально-интегрированные компании пока не созрели для того, чтобы предложить высокую цену за сбытовые компании. А продавать за недорого или по сложившейся сегодня рыночной цене, наверное, рановато». Андрей Шутов: «Мне как руководителю компании приятно осознавать, что компания является интересным объектом, лакомым кусочком для ВИНКов, это объективно, потому что мы хорошо расположены, у нас эффективно работающая сеть. Да, все здорово, мы привлекательный актив. Но желания продавать этот актив у нас не присутствует. Зачем? Мы третий налогоплательщик Удмуртской Республики, мы заплатили в этом году больше миллиарда рублей налогов в бюджеты разных уровней, включая акцизные платежи. Зачем нас продавать?». Поскольку эти цитаты принадлежат людям, являющимся «мозгами» администрации президента Волкова в нефтяной и энергетической отрасли, их явное неведение о предстоящей вот-вот сделке говорит о многом.
Объявив о продаже «Удмуртнефтепродукта» именно сейчас, клан предпринимателя Осколкова и президента Волкова резко снизил свои политические риски. Во-первых, у потенциальных соперников не будет теперь соблазна «свергнуть» президента Удмуртии ради дальнейшего участия в приватизации самой крупной из остававшихся в республиканской собственности компаний. Во-вторых, в случае досрочной отставки Волкова по инициативе Кремля, новый руководитель не сможет уволить нынешний топ-менеджмент «Удмуртнефтепродукта», и команда Осколкова останется на своих местах до тех пор, пока не договорится с ЛУКОЙЛом о продаже акций, недостающих этой компании до получения полного контроля над предприятием. При этом ЛУКОЙЛ лишится инструментов для разговора с топ-менеджерами «Удмуртнефтепродукта» методом ультиматумов, поскольку в новой роли акционера ЛУКОЙЛ уже не сможет давить на УНП отпускными ценами.
В принципе, клану Осколкова-Волкова достаточно только одного года двоевластия в УНП, чтобы, опираясь на финансовые и организационные возможности компании, добиться получения контрольного пакета в новом составе Госсовета Удмуртии. Выборы в республиканский парламент должны состояться в марте 2007 года. После чего останется только провести очередную «реинкарнацию» Александра Волкова – в новой должности председателя Госсовета Удмуртии четвертого созыва. По времени вся эта процедура вполне укладывается до очередного общего собрания акционеров ОАО «Удмуртнефтепродукт» по итогам 2006 года.