«С 2000 года ползем по-черепашьи. Хоть омолаживайся и еще сто лет работай»! - попрекнул президент Удмуртии Александр Волков министра промышленности Леонида Курочкина, докладывавшего на прошлой неделе о ситуации в производственных отраслях.

фотоИз слов министра было трудно понять, чем, собственно, недоволен президент Волков - рост объемов промышленного производства в первом квартале, по версии удмуртских властей, составил 25 процентов. В реальности, правда, все обстоит совсем не так. Президент Удмуртии, видимо, это не понимает.
По данным Госкомстата УР, подведшего на днях социально-экономические итоги за январь-март 2006 года, индекс промышленного производства к аналогичному периоду прошлого года составил 99,4 процента. Снижение промпроизводства в Удмуртии на 0,6 процента произошло на фоне общего роста в целом по России – на 3,1 процента. А если проводить сравнение с данными за март прошлого года, то разрыв становится еще ощутимей: в Удмуртии - падение на 2,6 процента, в среднем по России - рост 4,1 процента.
Положение скрашивает сальдированный финансовый результат деятельности промышленных предприятий. В январе-феврале этот показатель составил 2,6 млрд рублей, что в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако две трети в этой цифре – доля только одной отрасли – нефтедобычи, то есть двух предприятий ОАО «Удмуртнефть» и ОАО «Белкамнефть». 12,9 процентов – это доля энергетиков и газовиков, 10,3 процента – производство электронного и оптического оборудования, 8,3 процента – дали металлурги. Доля профильной для Удмуртии отрасли - производство машин и оборудования - составляет в общей сумме только 16 млн рублей, а производство транспортных средств дало убыток в 50 миллионов. Всего число убыточных предприятий составило 41 процент, увеличившись по сравнению с первым кварталом прошлого года на 5 процентов.
Ситуация в промышленности ярче всего проявляется в уровне заработной платы, характеризующейся в Удмуртии значительной дифференциацией по различным видам деятельности. Зарплаты, которые могли бы считаться достойными, в Удмуртии получает только 9 процентов работающих – это сотрудники нефтяных компаний, финансовых учреждений и органов государственного управления: 17.968,4 рубля, 15.423,1 и 10.418,3 рубля соответственно. За ними следуют работники предприятий транспорта и связи, а также сотрудники организаций, занятых в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 8.870,1 и 7.645,3 рубля. Еще в трех отраслях: рыбоводстве, обрабатывающих производствах и строительстве начисленные зарплаты выше средней по республике, соответственно - 7.406,3 рубля, 7.680,6 и 7.314,6 рубля.
Ровно половина работающего населения Удмуртии (50,1%) получает значительно меньше 6.838,7 рублей - средней величины заработной платы в целом по Удмуртии. А душевые доходы ниже, чем в среднем по республике, имеют 950 тыс. человек, что составляет 61 процент от общей численности населения, включая не имеющих собственных доходов несовершеннолетних.
Тем не менее, официально считается, что число живущих на доходы ниже прожиточного минимума уменьшилось, по итогам 2005 года, до 22,4 процента. В 2004 году, по данным Госкомстата УР, считалось, что живущих за «чертой бедности» 26 процентов. Если проанализировать статистику, то окажется, что снижения до 22,4 процента в среднем по году удалось достичь благодаря резкому – до 14,7 процента сокращению числа бедных в IV квартале прошлого года. Что это было? В цифрах произошедшее объясняется так: доходы 119.558 жителей Удмуртии вдруг, на какое-то время превысили 2.463 рублей – величину прожиточного минимума, установленного на тот период (для справки: III квартал 2005 г. – 2.515 рублей). Таким образом, видимость роста благополучия была достигнута не за счет увеличения доходов населения, а благодаря снижению стоимости минимального уровня жизни. Величина прожиточного минимума в I квартале 2006 года утверждена правительством УР в сумме 2743 рубля на душу населения (прим. - в IV квартале 2005 г. – 2463 руб.). Это означает, что число живущих за «чертой бедности» в Удмуртии, даже по формальным основаниям, выросло примерно до 40 процентов.
При этом потребительские расходы в марте шли вверх, составив на душу населения 3.562 рубля (+8 % к февралю). Контрольная стоимость необходимого социального набора в конце месяца составила в среднем по Удмуртии 1.794 рубля, увеличившись по сравнению с декабрем на 14 процентов. Резко возросли и затраты населения на покупку товаров и услуг (+32 % к аналогичному периоду 2005 года). Особенно ощутимыми с марта стали расходы на жилищно-коммунальные расходы. Так, оплата жилья в домах государственного и муниципального жилого фонда с 1 кв. метра площади скакнула в среднем на 9,9 процента по отношению к февралю, на эту же величину увеличилась плата на содержание и ремонт жилья в приватизированных квартирах. По сравнению с мартом прошлого года рост цен и тарифов на ЖКУ составил: 17,5 процента – квартплата в муниципальном жилфонде, 16,1 процента – плата за водоснабжение и канализацию, 15,5 процента – плата за отопление, 53,4 процента – за горячее водоснабжение, 19,2 процента – за электроэнергию (в квартирах без эл. плит), 12,2 процента – плата за сетевой газ, 25 процентов – за сжиженный газ в баллонах.
Еще более неразрешимым для подавляющей части семей стал к марту квартирный вопрос. Средняя стоимость 1 кв. метра общей площади на первичном рынке составила 21.136 рублей, на вторичном – 19.827 рублей, увеличившись по сравнению с IV кварталом прошлого года соответственно на 4,6 и 16,6 процента. На первичном рынке больше всего росли цены на элитные квартиры – 9,6 процента, на вторичном рынке на типовое жилье – 18 процентов. Цены на жилье низкого качества стояли на месте, достигнув и так очень высокой для трущоб величины – в среднем 14.298 руб. за 1 кв. метр общей площади. Тем не менее, согласно статистике, реальные располагаемые денежные доходы населения (за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен) возросли, увеличившись по сравнению с мартом 2005 года на 9 процентов.
К концу марта в службе занятости состояло на учете 25 тысяч неработающих жителей республики. На день встречи президента Удмуртии с Владимиром Путиным 1 декабря прошлого года, когда глава государства особо остановился на ситуации с занятостью, число граждан, состоявших на учете в службе занятости, составляло 23,9 тыс. человек. Максимальной величины количество обратившихся в службу занятости достигло к концу февраля - 26,8 тысячи человек. Потом, согласно официальным данным, число состоящих на учете неработающих граждан начало сокращаться. Всего в первом квартале с учета в службе занятости было снято 12,7 тыс. человек (из них 5,7 тыс. человек – марте). Куда уходят оставшиеся без работы граждане - дает ответ брошюра, распространенная на днях службой занятости.
Согласно этому наглядному пособию, в первом квартале 2006 года из 8025 человек, участвовавших в спецпрограммах этого ведомства, было трудоустроено 397 инвалидов, и еще 58 человек получили квотируемые рабочие места, остальные приняли участие в программах социальной адаптации и общественных работах, а также были направлены на профобучение (1057 чел.) и на «самозанятость», в связи с чем были сняты с учета. Если взять за критерий такую объективную цифру, как количество работающего населения, то по состоянию на начало марта это число составляло 584,3 тыс. человек, сократившись по сравнению с февралем 2005 года на 1,9 процента. Таким образом, только за последние 12 месяцев реальное число безработных должно было увеличиться на 11,1 тыс. человек.
Демографическая ситуация к началу весны характеризовалась дальнейшим ростом естественной убыли населения. В январе-феврале умерло 4.060 человек, родилось – 2.846, на постоянное место жительство в Удмуртию переехали 2.468 человек, 2.660, наоборот, навсегда покинули республику. Положительное сальдо миграции сохраняется только в миграционном обмене со странами СНГ. Из числа умерших 15,9 процента погибли в результате несчастных случаев, отравлений алкоголем (91 чел.), самоубийств (133 чел.) и убийств (54 чел.). Число зарегистрированных браков составило 1159 (-2,3 %
по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.), разводов – 724 (+4,6 %). Количество зарегистрированных преступлений в январе-марте достигло 14.151, раскрываемость - 36,9 процента, это третье место с конца по регионам Приволжского федерального округа, после нас идут Нижегородская область (36%) и Пенза (32,4%).