На недавнем заседании правительственной бюджетной комиссии, на котором рассматривался трехлетний финансовый план на 2007-2009 годы, глава Минэкономразвития Герман Греф вновь озвучил свое желание добиться роста денежных вложений государства в экономику. На инвестиции только в 2007 году ему не хватает около 120 миллиардов рублей. И получить их, конечно, предполагается из сырьевых доходов, направляемых, прежде всего, в Стабилизационный фонд.

Но, по мнению главы Минфина Алексея Кудрина, за счет нефтедолларов прорыва в экономике невозможно добиться, и потому увеличение государственных инвестиций бессмысленно. По его словам, неконтролируемые бюджетные расходы убивают и уже убили в России частные инвестиционные инициативы. Говоря проще, легкие деньги – а нефтедоллары по существу таковыми являются – расхолаживают.

В прошлом году впервые за последние семь лет промышленность России инвестировала в свое развитие меньше, чем заработала: капиталовложений было на 11% меньше прибыли. И это в то время, когда износ основных фондов во многих отраслях достиг критического уровня. Инвестиционная апатия российских предприятий объяснима. Капиталовложения в развитие, как правило, долго окупаются. Российский же топ-менеджмент не привык к этому. К тому же, высокая инфляция побуждает его к поиску источников быстрой окупаемости. Сегодня таковыми являются финансовые инструменты – фондовый и валютный рынки, паевые инвестиционные фонды. В них и предпочитают инвестировать свою прибыль многие промышленные компании. В 2005 году они увеличили свое присутствие в этих секторах почти вдвое.

На этом фоне требовать «распечатать» Стабфонд и пустить его на государственные инвестиции выглядит как-то нелепо. Накачка экономики деньгами лишь подхлестнет инфляцию. Как считает руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая, «есть большой риск использования средств Стабфонда внутри страны: это приведет к росту инфляции, а также к нецелевому использованию средств с минимальной отдачей». Той же точки зрения придерживается и аналитик международного рейтингового агентства «Standard&Poor's» Елена Гессель: «Макроэкономическая стабильность в России под угрозой, поскольку массированный приток нефтедолларов еще больше затрудняет контроль над инфляцией». А по мнению экономиста банка «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, «экономика должна расти за счет частных инициатив, стимулирующих конкуренцию, инвестиции, модернизацию и диверсификацию».

Кудрин и многие экономисты уже не раз заявляли, что Стабфонд, в который направляются излишки валюты, полученной от продажи нефти, должен оставаться неприкосновенным. Точнее, его средства следует направлять только на выплаты по внешнему долгу и покрытие дефицита Пенсионного фонда.

Впрочем, по словам министра финансов, через месяц-полтора может начаться инвестирование средств фонда. Деньги будут вкладываться в высоконадежные государственные облигации зарубежных стран, а также переводиться в иностранную валюту. В последующем их можно инвестировать и в корпоративные ценные бумаги.

Нынешние доработанные предложения Минфина по управлению Стабфондом, поступившие в правительство в конце марта, будут, скорее всего, одобрены в ближайшее время.

Одновременно с осознанием обществом природы этих денег постепенно приходит осознание: средства Стабфонда не предназначены для размещения в пределах страны, фонд играет роль стерилизатора избыточной денежной массы. Если последовать популистским призывам: пустить средства Стабфонда на повышение зарплат и пенсий, социальные выплаты малоимущим, создание новых рабочих мест, - нас захлестнет новый виток инфляции, который больнее всего ударит по самым бедным и социально незащищенным слоям населения.