Накануне и в сам День Победы тысяч ижевчан, по традиции, посещают два солдатских мемориальных кладбища, расположенные одно на Нагорном, другое - на Северном кладбищах. Оба захоронения уже давно приведены в приличный, ухоженный вид. За ними смотрят прикрепленные сотрудники зеленхоза и муниципального предприятия «Ритуал» (Ижевск, Удмуртская Республика). Но есть в них одна «тайна», раскрытая юными краеведами музея школы №7. Этот школьный музей посвящен истории госпиталей времен Отечественной войны, расположенных в ижевских школах.

Только за первые три года войны Ижевск принял 218 санитарных поездов, на которых сюда были доставлены 99.776 раненых бойцов и командиров Красной Армии, из них 39.759 (40 %) были «носилочные», то есть самостоятельно перемещаться не могли. Поезда прибывали ночью (днем Ижевск отгружал оружие и отправлял составы на Запад), на вокзале медики сортировали прибывших в зависимости от характера ранения.
Ижевск отдал под госпитали свои лучшие на тот момент школы. Выстроенные незадолго до начала войны, свежие, просторные, они стали прекрасными «больницами». Это школы №№ 30, 24, 22, 28, 25 и ряд других. В некоторых было даже не по одному госпиталю. Когда более 20 лет назад учителя школы №7 Антонина Григорьевна Буркова и Алла Ивановна Чумакова вместе с учащимися занялись архивными документами, стали искать живых свидетелей, поправившихся пациентов, медработников, то вскоре обнаружили поразительный факт: число умерших от ран и похороненных в Ижевске воинов было существенно больше, чем удалось насчитать «именных» могил на двух солдатских кладбищах. Куда делись могилы доброй трети погибших от ран?
Этот печальный факт краеведы смогли объяснить, благодаря собранным ими воспоминаниям врачей и медсестер, работавших в годы войны в ижевских госпиталях. Они рассказали о том, что специальной службы захоронения тогда не было, хоронили сами, зачастую в спешке, как придется, - в местах, куда сподручнее было добраться, ведь кладбищем служил простой участок леса. Причем, как выяснилось, хоронили не только на Северном и Нагорном, но и на Александровском, и на Троицком (где нынче расположен Ледовый дворец) кладбищах. После войны и город, и старые кладбища претерпели множество перепланировок. В результате в упорядоченном виде сейчас мы имеем на Нагорном кладбище 470 солдатских могил, на Северном - 345.
Алла Ивановна Чумакова, директор школьного музея (А.Г. Буркова, к сожалению, в прошлом году скончалась), рассказала, что при сверке списков фактически умерших и «именных» могил было выявлено сначала 426, а затем еще 100 фамилий, места захоронения которых не сохранились.
Два года учителя добивались, чтобы эти имена каким-то образом были увековечены. Еще при мэре Ижевска Анатолии Салтыкове удалось «пробить» возведение Стены Памяти, на которую были занесены найденные на тот момент фамилии. Огромную благодарность за создание мемориала «Стена памяти» на Нагорном кладбище они высказывают Сергею Гоголеву, руководителю МУП «Ритуал», который не только силами своего предприятия возвел сам объект, но и сейчас курирует школьный музей (подарил ему комплект мебели для экспозиции). Благодаря музею, считает Алла Ивановна, в школе №7 удалось создать особую «ауру», благодаря которой школьники более гуманно относятся к старшему поколению, к тем, кто был покалечен войной. Сейчас готовится выйти в свет книга Аллы Чумаковой «На перекрестках судеб», где нашли отражение многие поисковые «сюжеты» и биографии реальных героев тех лет.