Руководство Ижевского отделения ГЖД – филиала ОАО «РЖД» в связи с поднявшимся общественным возмущением в городе Сарапуле приняло решение не производить реставрацию паровоза серии Ов №3705, установленного на привокзальной площади Сарапула. Вопросы реставрации и содержания паровоза оставлены на усмотрение администрации города Сарапула. Данный паровоз не находится на балансе Ижевского отделения ГЖД.

Напомним, что недавно проведенное техническое обследование силами специалистов Ижевского отделения ГЖД паровоза серии Ов №3705, установленного на привокзальной площади Сарапула, показало, что требуется серьезная и немедленная реставрация памятника.

За прошедшие 30 лет с момента установки паровоза на постамент и за 101 год с момента постройки данного паровоза возникла необходимость замены сгнившей обшивки котла, будки машиниста (пол будки машиниста проржавел, остатки листового железа пола свисают, крыша будки машиниста имеет множество отверстий самое большое из которых диаметром 180 мм), асбестовый утеплитель котла осыпался, оставшаяся обшивка котла провисла. В будке удалены заградительные решётки, всё котельное оборудование, содержащее цветной металл похищено. От прожектора паровоза остался один цилиндрический кожух. С топки котла отслаивается котельное железо, куски его свисают. Внутри контрбудки тендера неизвестными выполнены нецензурные надписи. Отсутствует соединение между паровозом и тендером. Сварка рубашки паровой машины и заплаты на мостках ограждения котла выполнены небрежно. Окраска паровоза, оставляет желать лучшего. Отбортовка тендерного бака сгнила, требует замены.

Ижевское отделение ГЖД планировало за свой счет провести полную реставрацию паровоза. Об этом были поставлены в известность администрация города Сарапула и министерство культуры Удмуртской Республики. На время реставрация, которая продлилась бы от полугода до года, планировалось на привокзальной площади Сарапула установить другой паровоз серии Эр, который обслуживал в свое время участок южного хода, прилегающий к станции Сарапул в 40-50-х годах прошлого века до появления тепловозной и электрической тяги. С исторической точки зрения была бы оправдана не только временная, но и постоянная замена, поскольку установленный сейчас паровоз серии Ов никогда не работал на территории Удмуртской Республики.

По имеющимся сведениям Совета ветеранов Ижевского отделения Горьковской железной дороги на южном ходу паровозы серии Ов, Од никогда не работали. Южный ход, г.Сарапул обслуживали машины серий Щ, Ку, Эш, Эр, Эм, С, Су, ФД (Феликс Дзержинский), ИС (Иосиф Сталин).

Паровоз серии Ов №3705, установленный в Сарапуле, был построен Харьковским паровозостроительным заводом в 1905 году. Был обнаружен в 1970-е годы на одном из заводов центральной части России. Красивая легенда о перевозке хлеба в годы Великой Отечественной войны с Сарапульского хлебоприёмного пункта в Москву на данном паровозе возникла уже после установки памятника в Сарапуле и не имеет отношения к действительности.

Ветхость паровоза серии Ов №3705, открытость конструкции данной машины затрудняет проведение антивандальных мероприятий, применённых отделением дороги применительно к другой восстановленной до музейного состояния Ижевским отделением ГЖД паровоза 1947 года выпуска серии Эр, историческое прошлое которого в Удмуртии не подлежит сомнению. Строительство павильона для защиты паровоза серии Ов на станции Сарапул экономически не целесообразно.

В текущем состоянии паровоз Ов №3705 не представляет особой исторической ценности. Продолжающиеся коррозионные процессы, отсутствие должного присмотра за машиной, невозможность постановки поста Ижевского отряда ведомственной охраны со стороны железной дороги из-за удалённости объекта от вокзала, вандализм со стороны сарапульской молодёжи, бомжей уготовил паровозу серии Ов судьбу аналогичную печально известному памятнику – самолёту АН-12, который в своё время был установлен у дворца пионеров и школьников города Ижевска, где крылатая машина была разграблена и подожжена.

Предложенная руководством Ижевского отделения реставрация паровоза серии Ов №3705, установленного на привокзальной площади Сарапула, а также (как вариант!) постоянная или временная замена паровоза серии Ов на паровоз серии Эр, имеющий непосредственное отношение к истории Сарапула, встретила крайне враждебное отношение общественности города Сарапула. В такой ситуации, как было сказано выше, руководство Ижевского отделения ГЖД – филиала ОАО «РЖД» приняло решение не производить реставрацию паровоза серии Ов №3705, установленного на привокзальной площади Сарапула. Вопросы реставрации и содержания паровоза оставлены на усмотрение администрации города Сарапула.

Паровоз серии Эр 1947 года выпуска будет установлен возле здания музея Ижевского отделения ГЖД.

 

Пресс-служба  Ижевского отделения ГЖД – филиала ОАО «РЖД»