Туроператор «NatalieTours» в разгар сезона проводит «чистку» среди агентств-партнеров. Теперь до сентября месяца оператор будет работать только через специально уполномоченного агента. Небольшие турфирмы, которые имеют немного клиентов, остались не у дел.

Около месяца назад «NatalieTours» неожиданно приостановила регистрацию и перерегистрацию договоров о сотрудничестве с турагентами ориентировочно до 1 сентября. Всем, с кем «NatalieTours» прекратил сотрудничество, было предложено обращаться к агентствам, уполномоченным для работы с субагентами. До недавнего времени своего представителя в Екатеринбурге у туроператора просто не было, несмотря на то, что в других городах кампания имела как минимум одного представителя. О появлении уполномоченного агентства «NatalieTours» официально сообщил только несколько дней назад. Им стала «Гринекс» - турфирма имеющая лицензии как оператора, так и агента.

Печальная судьба ожидает небольшие туристические фирмы. По словам директора екатеринбургского офиса «NatalieTours» Олега Хигера, сейчас турфирма находится на стадии пересмотра отношений с агентами и создания уполномоченных агентств, тех, которые нацелены на туры «NatalieTours». «У них будет определенная поддержка, мы им даем доступ к своим ресурсам, более прямой. Сейчас происходит отбор по базам. С теми, которые с начала года не дали ни одного клиента, договор расторгается. Мы не поддерживаем «мертвые» агентства, которые не бьются», - говорит Хигер. Крупных турагентов это, действительно, не коснулось. Директор турфирмы «Инна-тур» Инна Аверьянова предположила, что таким образом «NatalieTours» страхуется от недобросовестных партнеров, делает своего рода фильтр. Но в этом случае «под раздачу» попали все турагенты, у которых клиентов меньше, чем у гигантов рынка.

Сейчас «NatalieTours» предлагает тем, кто оказался за туристическим бортом, торговать турами, которые распространяет именно уполномоченный агент. Как мы уже выяснили официально в Екатеринбурге он пока один. Проблема в том, что в разгар сезона ни один турагент, тем более небольшой, не может позволить себе отказаться от туров российского оператора, это означает терять клиентов и прибыль. Однако «NatalieTours» вроде бы не препятствует торговле своими турами, даже без заключения договора. Впрочем, эффект от этого наступает неоднозначный.

«Если «NatalieTours» решит разорвать с нами договор, сложится следующая ситуация: к нам приходят туристы, которые нацелены именно на туры этого оператора. И у нас есть два одинаково не устраивающих выхода. Первый - сказать «извините, мы с ними не работаем» и потерять клиентов. Учитывая, что к нам приходят в основном корпоративные клиенты - такой ответ сразу скажется на нашей репутации. Второй вариант: не отказывать клиентам и принять заказ», - говорит директор турфирмы «Аллигатор» Наталия Жирнова.

На первый взгляд, может показаться, что все в порядке. Если нет запрета на торговлю, что мешает продавать туры и соответственно развиваться и обогащаться? На самом деле отсутствие договорных отношений чревато тем, что в случае возникновения спорной ситуации с туристами, турагент остается «крайним». «NatalieTours» создает сложную цепочку продажи туров. Если раньше это была схема: туроператор – турагент», то сейчас – «оператор – уполномоченный агент – субагент». Какую прибыль получит в данном случает субагент сказать очень сложно. Усложнение цепочки приведет к неизбежному усложнению и финансовой схемы и перераспределению денежных потоков. Кроме того, учитывая повышенную конфликтность уральских туристов, неизбежно возникнут недоразумения, которые непонятно кто будет урегулировать. Источник JM в среде работников турбизнеса рассказал, что в последнее время «NatalieTours» относится к обеспечению качества путешествий очень «прохладно», так что конфликты вполне возможны. Хотя, это всего лишь слухи.

«NatalieTours» во всех городах создает не больше двух-трех уполномоченных агентов. Трех представителей вполне хватает даже на Москву. Это дает дополнительный контроль над рынком. Крупный игрок рынка всегда имеет партнеров, которые помогают ему работать в регионе. В данном же случае контроль приобрел очень жесткие формы. Маловероятно, что «NatalieTours» потеряет клиентуру, но местные предприниматели остаются в жестком минусе, что не может не сказаться на общем состоянии рынка.

4 июля 2006 11:55 | JustMedia