В последние недели июня словно ветром сдуло с полок российских магазинов заморский коньяк, текилу, виски, а затем и высококачественные вина. Розничные сети в панике возвращали поставщикам спиртное, оставшееся распродавали буквально за гроши. «Алкогольный кризис», по мнению экспертов, продлится, как минимум, до конца лета. Чтобы разобраться в его причинах, вернемся к истокам.

Почти год назад Госдума внесла изменения в закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Приняты они были буквально с боем. Законопроект стал своего рода рекордсменом по количеству посвященных ему заседаний, доработок и поправок. Что и понятно, ведь речь шла о принятии радикальных мер по борьбе с «теневиками», которые, по некоторым оценкам держат не менее половины всего рынка.

Новый закон положил начало масштабной реформе алкогольного сектора, которая наделяла государство серьезными регулирующими полномочиями. Для того чтобы успешнее бороться с «левой» продукцией, вводилась Единая государственная автоматизированная система учета (ЕГАИС), а с июля 2006 года запрещалась продажа импортных алкогольных напитков со старыми акцизными марками. Вот именно с этого, собственно, все и началось.

Гознак в феврале приступил к печатанию новых марок и заказ Федеральной таможенной службы (ФТС) на первый квартал выполнил вовремя. Однако на конец июня на его складах скопилось их свыше 150 миллионов штук. Плюс еще несколько сот миллионов федеральных специальных марок для отечественного спиртного. Таможенники утверждают: «Новые марки с конца марта выдаются всем желающим». Но производители и импортеры не спешили их приобретать. Как считают некоторые  аналитики, делалось это вполне осознанно: кризис позволял им создать искусственный дефицит и взвинтить цены на свою продукцию. По некоторым оценкам, уже в ближайшее время следует ожидать их повышения на 20-30%.

Интересно, что и на сегодняшний день многие дистрибьюторы так и не подали заявки на получение акцизных марок. Правда, не стоит всех их подозревать в злом умысле. Ведь недавний запрет ввоза вин из Молдавии и Грузии парализовал более трети рынка, в предшествующие годы наполнявшегося в основном за счет импорта. На Молдавию приходилось 52%, на Грузию – 9%. К тому же большая часть виноматериалов, из которых делаются российские алкогольные напитки, завозится из той же Молдавии. В результате эмбарго практически все импортеры и виноделы понесли серьезные финансовые потери.

Проблема отчасти заключается и в том, что введение ЕГАИС предусматривает перемаркировку производимой либо ввезенной из-за рубежа продукции с помощью специальной аппаратуры. Однако далеко не все предприятия удосужились оснастить ею свои линии. По данным той же таможни, механизмы для наклейки новых марок имеют лишь 70 из примерно 120 компаний, работающих на этом рынке. Почему? Да потому что положились на традиционное российское «авось». Как заметил в интервью корреспонденту РИА Новости представитель ФТС, «то ли понадеялись на то, что срок введения запрета отодвинут, то ли просто не рассчитали». И резюмировал: «Можно на это надеяться, но тогда и риски на себя нужно брать и потом не ругаться и не жаловаться».

Надо сказать, что в ближайшее время подобная ситуация может сложиться и на другом сегменте потребительского рынка – табачном. Дело в том, что на каждой ввозимой из-за рубежа пачке сигарет надо будет указывать ее максимальную розничную цену. Остается только надеяться, что импортеры табачной продукции не доведут дело до кризиса. Иначе и им придется пенять только на себя и свою нерасторопность, как это случилось с их коллегами из «алкогольного цеха».

По сообщениям Минфина