Всемирный банк разрешил тратить деньги стабфонда в России уже со следующего года. Директор банка по России Кристалина Георгиева, принципиальный противник расходования средств стабфонда, заявила, что считает возможным сделать это при дефиците бюджета. С формально дефицитным бюджетом Россия начнет жить уже через несколько месяцев: согласно перспективному финансовому плану, в бюджете-2007 впервые за последние 8 лет расходы будут превышать доходы.

Дискуссия насчет расходования средств стабфонда внутри России идет в правительстве уже давно. Напомним, что глава Минфина Алексей Кудрин неоднократно высказывался против расходования средств стабфонда в России, аргументируя это угрозой резкого роста инфляции. Эту позицию главы Минфина разделяют и ряд других правительственных чиновников - например, министр экономического развития и торговли Герман Греф, заявлявший, что политики, считающие иначе, "мало что понимают".

Сторонники "распечатывания" стабфонда - например заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин - рекомендуют инвестировать эти средства на инфраструктурные проекты, поддержку сельхозпроизводства, строительство жилья и пр.

Вчера у них появился неожиданный союзник - Всемирный банк. Эта организация со времен Бориса Ельцина последовательно поддерживала в правительстве либералов, однако в этом вопросе встала на сторону их идеологических противников. "Стабилизационный фонд можно расходовать внутри страны, только когда есть дефицит бюджета",- заявила вчера глава ВБ по России Кристалина Георгиева, выступая на форуме "Деловой России". Дефицитным будет уже следующий бюджет России - стало быть, ВБ фактически разрешил вернуть средства стабфонда в российскую экономику. При этом Георгиева отметила, что уровень инвестиций в настоящее время в России недостаточен и его нужно увеличить с 18% ВВП до как минимум 25% ВВП.

Российские эксперты пока не готовы соглашаться с такой постановкой вопроса: они считают, что увеличить объем инвестиций в Россию можно и иными способами. Как отмечает аналитик ИК "Тройка Диалог" Антон Струченевский, в первом полугодии этого года расходы бюджета на кассовой основе составили 85% от запланированных.

"При этом все госорганы функционировали нормально.

Можно было бы оставшиеся 15% изъять и направить на инвестрасходы, но государство боится столь непопулярной меры",- считает он. К тому же, напоминает аналитик, в новейшей истории России до увеличения налогообложения нефтяных компаний, которое произошло в августе 2004 года, проблем с инфляцией не было, хотя деньги от нефтяных доходов шли в экономику в виде частных инвестиций. Добиться того же самого сейчас, попутно решив и проблему "раздутого" стабфонда, можно, снизив уровень налоговой нагрузки. "За счет этого замедлится накопление средств в стабфонде, деньги будут оставаться в экономике, которая сама ими распорядится",- заключает Струченевский. А инвестируя из стабфонда, добавляет экономист ИБ "Траст" Евгений Надоршин, государство рискует снизить приток частного капитала, которому оно создаст таким способом серьезную конкуренцию. "Тратить стабфонд имеет смысл при наличии серьезной стратегии, которой пока у государства нет",- убежден экономист. По мнению Струченевского, основные баталии в 2007 году разгорятся не вокруг стабфонда, а вокруг инвестфонда, размер которого, по планам МЭРТ, достигнет 145 млрд. руб.

Необходимости компенсировать госрасходы из стабфонда в ближайший год также не возникнет, уверены эксперты.

"На самом деле с бюджетом2007 все достаточно прозрачно: небольшой, в 170 млрд. руб., дефицит покрывается за счет заимствований на внутреннем рынке. Теоретически это означает, что просто цена сведения дефицитного бюджета к бездефицитному будет несколько выше, что не выглядит катастрофично",- рассуждает Антон Струченевский. По мнению Евгения Надоршина, никакого дефицита в бюджете и вовсе не будет. "Просто Минфин всегда очень консервативно оценивает доходы в отличие от расходов",- говорит он.