Похоже, что мы стоим на пороге тотального дефицита. У властей просто-таки чешутся руки еще что-нибудь отрегулировать на рынке. Однако каждая реформа у нас оборачивается катастрофой. На сей раз “страшная угроза” нависла над фармацевтами. Если верить заявлениям председателя Госдумы Бориса Грызлова, первое, за что возьмутся депутаты после летних каникул, — это лекарства.

Российские парламентарии намереваются приступить к обсуждению закона о запрете продажи лекарств без использования технологий защиты от подделок. По самым скромным подсчетам, объем рынка фальсифицированных лекарств достигает в России 300 миллионов долларов в год, а доля подделок составляет от 7 до 10% от общего объема фармрынка в целом по стране и значительно превышает эти показатели в отдельных регионах.

Наиболее часто подделывают антибиотики — 36%, противовоспалительные препараты — 21% и спазмолитические средства — 14%. Данные статистики показывают, что в общем объеме фальсификата на нашем рынке лидирует делец иностранный — 73%, наш занимает 27%. Однако, народись на свет новый закон, он больно ударит именно по нашим легальным производителям и продавцам.

- Подобным документом власти хотят установить повсеместный надзор. Но единую систему контроля невозможно единовременно ввести у всех производителей лекарств, включая зарубежных. Иностранцы могут на это вообще не пойти — значит, обяжут отчитываться только наши заводы. А скорее всего — аптечных фармацевтов. Но необходимые считывающие устройства и компьютеры могут оказаться не по карману большинству из российских аптек. Получается, аптечные ларьки так называемой шаговой доступности будут попросту закрываться, — рассказал “МК” один из экспертов фармрынка.

Надо сказать, что дальнейший разговор с фармацевтами показал: все они опасаются, что очередные непродуманные новые правила торговли могут привести к тем же результатам, к которым привели аналогичные меры на алкогольном рынке. А еще одной неработающей “единой системы контроля” (параллель с алкогольной ЕГАИС) страна попросту не выдержит. Причем в буквальном смысле. То же сердечное средство — отнюдь не бутылка виски.


21 июля 2006 12:44 | МК