Административная реформа в России, направленная на повышение эффективности государственного управления, которая два года назад началась со структурной перестройки правительства, продолжается. Следующей кардинальной мерой станет повсеместное внедрение в органах власти информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях обеспечения доступа населения во всех регионах страны к информации о деятельности чиновников и общественного контроля их работы, повышения доступности государственных услуг для населения и бизнеса. Создание так называемого «электронного правительства» к 2010 году предусмотрено Концепцией региональной информатизации, которую правительство РФ в конце июля одобрило и поручило ее выполнение Министерству информационной технологий и связи РФ.

Развитие ИКТ в России идет семимильными шагами. Последние несколько лет отрасль неуклонно растет на 20-30% в год, в стране ежегодно подключается порядка 5 млн. новых телефонных линий фиксированной связи, армия мобильных абонентов оценивается уже на уровне 140 млн. человек, а количество интернет-пользователей - около 25 млн. человек. Однако эти плоды цивилизации могли бы быть еще полезнее для государства и его граждан, если б упростили их зачастую непростой диалог. Ведь на то оно и «электронное правительство», чтобы решать вопросы в упрощенном электронном виде, а не рутинном бумажном, и с электронной же скоростью! Это сейчас для получения какой-либо информации или документа граждане вынуждены скитаться по ведомственным кабинетам, а в «электронном правительстве» получить информацию (не секретного характера, конечно же) можно от любого государственного ведомства, достаточно зайти в интернет и найти его web-сайт.

Частично это уже есть в ряде федеральных министерств и ведомств, и теперь наконец-то очередь дошла и до провинции. Утвержденная правительством РФ концепция включает три этапа: до 2008 года – разработка проекта и общей модели «электронного правительства» региона, с 2008 по 2010 год – апробация типовых проектов в отдельных регионах, в 2010 году - ввод в эксплуатацию региональных информационных систем.

Все эти работы являются частью федеральной программы «Электронная Россия»,  и федеральный центр окажет финансовую поддержку регионам в построении их местного «электронного правительства». Согласно концепции, в регионах с низким уровнем развития ИКТ финансирование таких проектов будет осуществляться за счет средств федерального и регионального бюджетов в соотношении 70% к 30%, с высоким уровнем – наоборот 30% к 70%, а со средним – в равной степени.

Определить этот уровень помогут исследования на предмет готовности регионов к «электронному правительству», исходя из определенных предпосылок. Это наличие развитой ИКТ-инфраструктуры - телефонные линии, компьютеры и высокоскоростные каналы интернет, без которых не возможно организовать доступ населения и предприятий к электронным информационным ресурсам, а также возможности властей предоставлять информацию и услуги населению и бизнесу, используя компьютеры и Интернет. Также учитывался и уровень развития в регионе электронной коммерции – использование технологий для взаимодействия бизнеса с поставщиками и потребителями.

 В десятку лидеров рейтинга по индексу готовности регионов к «электронному правительству» попали: Москва, Санкт-Петербург, Томская область, Республика Карелия, Ханты-Мансийский АО, Самарская, Иркутская и Ярославская область, Хабаровский край и Подмосковье. В сущности, тот факт, что столица оказалась в лидерах, нет ничего удивительного. Здесь уже есть такие типичные элементы «электронного правительства» как социальная карта москвича, позволяющая столичным жителям пользоваться определенным социальным пакетом услуг. А в новом учебном году столичные власти планируют ввести электронную карту учащегося, которая будет одновременно и пропуском в школу, и платежной картой за питание в школьной столовой и проездным документом в общественном транспорте.

По сообщениям Мининформсвязи РФ