АвтоВАЗ собирается в очередной раз повысить отпускные цены на свою продукцию в среднем на 2%. Между тем, на площадках дилеров предприятия начали расти товарные остатки. По мнению дилеров, ажиотажный спрос на автомобили производства Волжского автозавода, продержавшийся всю весну и лето, начал спадать. Как считает генеральный директор Международной ассоциации дилеров (МАД) ОАО «АвтоВАЗ» Юрий Целиков, это объясняется возросшей конкуренцией со стороны иномарок.

Как стало известно „Ъ“, на днях выйдет распоряжение исполняющего обязанности генерального директора ОАО «АвтоВАЗ» Максима Нагайцева об очередном повышении цен на автомобили Lada. На ВАЗе отказываются комментировать этот факт, заявляя, что «отпускные цены – внутренний инструмент для работы с дилерами». Директор общественных связей АвтоВАЗа Владимир Якушенко подтвердил „Ъ“, что повысятся розничные цены, рекомендованные для дилеров. По его словам, это решение руководства автозавода объясняется «хорошей конъюнктурой рынка» и «стремлением завода к максимизации прибыли». Однако источник „Ъ“ в одной из дилерских компаний заявил, что цены на автомобили вырастут «на 3-6 тысяч рублей», то есть на 1,5-2% от существующих цен. Особенно сильное повышение цен готовится на хэтчбэк Lada Kalina, который подорожает на 6 тысяч рублей. Его отпускная цена составит 243 тыс. рублей. Меньше всего вырастет стоимость на «Самару» - на 3,5 тыс. рублей. По словам дилеров, самая дешевая машина – «пятерка» - после повышения цен будет стоить в розницу около 140 тыс. рублей.
Стоит отметить, что грядущее повышение произойдет на фоне некоторого падения спроса на рынке отечественных автомобилей. По данным Международной ассоциации дилеров (МАД) АвтоВАЗа, количество товарных остатков на площадках дилеров Волжского автозавода начало подходить к 40 тыс. машин. Тем не менее, как считает генеральный директор МАД Юрий Целиков, данный уровень можно считать нормальным. «О кризисе можно будет говорить, когда количество автомашин на торговых площадках перевалит за 60 тыс. штук», - заявил господин Целиков. Между тем, по словам одного из дилеров, до сих пор количество автомобилей, находившихся у дилеров, колебалось между 10 и 25 тыс. штук, и это число считается очень маленьким. Но с начала весны, как отметил собеседник „Ъ“, «на внутреннем рынке держался ажиотажный спрос на продукцию Волжского автозавода, и автомашины у дилеров не задерживались. За это время продажи автомашин на внутреннем рынке выросли на 9,6%. Однако в начале августа ситуация начала меняться».
Юрий Целиков объясняет этот факт возросшей конкуренцией со стороны дешевых иномарок. По мнению господина Целикова, удешевление кредитов на автомобили позволяет потребителю брать более дорогие иностранные машины и отказываться от покупки отечественных моделей. «Спрос на автомобили иностранного производства сохраняется на прежнем уровне, в то время как продажи автомашин Волжского автозавода падают», - заявил генеральный директор МАД. С этим согласен и руководитель службы продаж фирмы «Крумб-сервис» Михаил Гуля, заявивший „Ъ“, что некоторое падение спроса на автомобили Lada продиктовано «притоком дешевых иномарок» и постоянным повышением цен на продукцию ВАЗа. «Цены на автомобили Lada уже практически сравнялись с дешевыми иномарками, но ни одна из моделей АвтоВАЗа, кроме Lada Kalina не может конкурировать с ними», - считает господин Гуля.
По мнению начальника отдела продаж компании «Юкка» Эльгизара Гатауллина, повышение цен на Lada происходит в преддверии регулярного осеннего спада продаж, и поэтому дилеры находятся «в тревожном ожидании». «Кризис может наступить уже в сентябре», - считает господин Гатауллин.
Аналитик ИК «ФИНАМ» Наталья Кочешкова отмечает, что иностранные производители, например, Hyundai, Toyota и Ford также объявили о повышении цен на фоне высокого спроса. Однако, по мнению госпожи Кочешковой, интерес покупателей проявляется в основном к иномаркам низшей ценовой категории. АвтоВАЗ же, «повышая цены на свои авто в условиях нарастания конкуренции со стороны зарубежных моделей и ожидаемого сезонного спада продаж, может оказаться в невыгодной ситуации».
На самом Волжском автозаводе не согласны с этим мнением. По словам одного из топ-менеджеров, «иностранные концерны умышленно занижают цены с целью выдавить АвтоВАЗ из его ценовой ниши». Однако автозавод может конкурировать уже не только ценой. «За полгода число дефектов по «Калине», например, удалось снизить более чем в два раза, - заявил собеседник „Ъ“. - Теперь это вполне приличный европейский автомобиль. И некоторые наши иностранные конкуренты не имеют того уровня качества, какое имеет «Калина». По мнению менеджера, цены на иномарки осенью также неизбежно будут расти, что обеспечит АвтоВАЗу нужный уровень продаж.
ПАВЕЛ КАЛЕДИН, Тольятти

Источник http://www.kommersant.ru

Постоянный адрес новости http://www.kommersant.ru/region/samara/page.htm?year=2006&issue=151&id=174730&section=6701