29-31 августа в Ижевске (Удмуртская Республика) состоятся соревнования на Кубок России по пожарно-спасательному спорту, посвященные памяти Героя России генерал-майора внутренней службы В.М. Максимчука.

 

Чернобыльская катастрофа с болью отозвалась в сердцах миллионов, для сотен тысяч она стала личной трагедией, но лишь десяток героев-ликвидаторов стали известны всему миру. Пожарные Ващук, Игнатенко, Кибенок, Правик, Тытенок, Тищура…Они были первыми, кто принял на себя радиоактивный выхлоп. Их имена, высеченные золотом, навечно занесены в анналы отечественной истории.

Скрываясь от общественности, агонизирующая система выдавала нам истину по крупицам, перед лицом лишь очевидных событий и фактов. Отречься от взрыва на четвертом энергоблоке ЧАЭС в апреле 86-го было уже невозможно. Но лишь немногие знают, что уже через месяц произошел второй пожар, который мог привести к аварии уже на 3 блоке. Еще один мировой позор… Такого государственная машина вынести была не в силах. О героях «второго» эшелона, повторно спасших Европу, политбюро и вовсе решило умолчать.

 

О событии 26 апреля Владимир Михайлович Максимчук в Москве узнал первым. В то время он был начальником оперативно-тактического отдела ГУПО МВД. Ядерный монстр уже совершил свое черное дело. Теперь нужно было собирать информацию и накапливать силы для целенаправленной работы по ликвидации последствий. Но он знал: командировка неизбежна.

По прибытию в Чернобыль в начале мая положение на станции мало чем изменилось. Работы по ликвидации последствий практически не начинались. (А ведь отрапортовали, что очаг ликвидирован, опасность миновала).

Атомная станция – единый энергетический организм. И «сердечный приступ», полученный однажды, неизбежно ведет к его повторению. В ночь с 22 на 23 мая возник пожар в зале циркуляционных насосов. Через длинный транспортный коридор огонь неумолимо двигался к третьему энергоблоку. И тогда…

Впрочем, Масимчук и его коллега, начальник пожарной части Ленинградской АЭС Чухарев, первыми оказавшиеся в огненном туннеле, осознавали всю драматичность положения. В адских условиях сделали замеры радиации и даже успели проложить рукавные линии. Дозиметрист сообщил: «Товарищ подполковник, зашкаливает!» И тут поступила команда по связи: «Немедленно покинуть территорию! В зоне пожара 250 рентген в час!» В нарушение инструкций и Устава, Максимчук приказал оставить технику на месте, а боевому расчету отступить к административному корпусу.

Расчет был прост: не дать людям переоблучиться. 318 спасателей могли работать в зоне пожара не более 10 минут. Это тот максимум, когда каждый мог получить 70-80 рентген. 100 – уже явная лучевая болезнь. Тщательная подготовка очередной группы, строгий контроль за временем, обследование людей по возвращению говорили о правильности выбранного решения. Такая тактика ликвидаторов впоследствии стала обычной, но тогда она была использована впервые и не имела аналогов в мире.

10 часов, отведенных по расчетам, не хватило. Понадобилось еще 2 часа. Люди, которые шли повторно в огненно-радиоактивное пекло, понимали роковые для себя последствия. Но они добились главного: огонь не прошел по насосам в соседний блок.

В госпиталь попал каждый восьмой. Владимир Максимчук, лежащий под капельницей с лучевыми ожогами ноги и дыхательных путей, безголосый и неподвижный, был убежден, что принял единственно правильное решение.

 

Борьба с болезнью преследовала Максимчука все последующие годы. Каждый год был труднее предыдущего. Но единоборство с самим собой не стало смыслом его жизни. Им было и оставалось СЛУЖЕНИЕ. Он мог оставить работу, уйти на пенсию по инвалидности. Но он не сделал этого до последнего дня, будучи без всяких надежд на улучшение здоровья.

Пожар в гостинице «Россия», 1987-й; землетрясение в Армении, 1987-й; авария на продуктопроводе Урал-Западная Сибирь, 1988-й; химическая катастрофа на комбинате минеральных удобрений в Яонаве, Литва, 1989-й; горящий от экстремистов Баку, 1990-й; пожар в Белом доме, Москва, 1991-й…Потрясающие страну события медленно и неизбежно разрушали некогда здоровое тело бывалого огнеборца. Несколько перенесенных операций состояние никак не улучшили.

Пожар на заводе в Яонаве, который называют «химическим Чернобылем», мог привести к трагедии не меньшего масштаба, чем его радиоактивный «напарник». 100 литров в секунду в течении трех с половиной суток. Столько воды, подаваемой пожарными, превратили ядовитую массу в огненный коктейль и прекратили реакцию. Доза отравления, полученная в Яонаве, была сопоставима с дозой радиации, полученной в Чернобыле.

Жена Владимира Людмила умоляла своего мужа отказаться от очередной командировки в горячую точку. Ответ как всегда был один: «Эх, ты! Там люди гибнут, а ты…» Даже будучи вторым человеком в пожарной охране страны, он никогда не изменил своему принципу: нельзя заставлять человека идти в огонь, можно повести его за собой.

Именно Владимир Максимчук, пройдя Чернобыль, Яонаву, Спитак, был инициатором создания в стране специальной аварийно-спасательной службы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации. Это потом, в начале 90-х, Шойгу создаст первый спасательный отряд, преобразованный затем в МЧС. А еще через 10 лет произойдет объединение МЧС с пожарной охраной. А тогда, в конце 80-х, он убеждался в этом «на своей шкуре». И даже в период развала Советского Союза был убежден: «Пожарные вне политики. Эту службу нельзя делить на территории. Пусть будут государства Балтии, Украины, Средней Азии, но не должно быть границ между людьми».

 

За два года до своей гибели Владимир Михайлович возглавил Управление противопожарной службы Москвы. И здесь с ним связаны лучшие начинания: обновление технической базы, улучшение структуры управления. Не было в его подразделениях «дедовщины» и явного хулиганства (в Москве пожарными тогда проходили службу солдаты-срочники). Двери в кабинете никогда не закрывал. Спрашивал много, требовал строго, но воспитывал любя. «Макс приехал!»,- оповещали всех в подразделении, когда он приезжал с проверкой. Знали, не спустит, если что!

Именно при нем впервые в Москве появилась своя авиация, его детище – пожарный вертолет. КА-32А по многим показателям превосходил зарубежные аналоги и был предназначен для тушения пожаров в высотных домах. Построен Новый Учебный центр подготовки специалистов пожарной охраны, оснащенный всем необходимым на современном уровне. Поразительно, но в период «разгула демократии» пожарные Москвы получали квартиры. Правительство столицы, конечно, помогало. Но без гарантий и ответственности руководителя службы вряд ли все это было возможно. И огнеборцы не остались в долгу. Московская пожарная охрана стала самой оперативной и быстродействующей в стране.

Но…

Чудес на свете не бывает.

Всем было ясно наперед:

Наш друг пожарный умирает;

Он жив еще, но он умрет.

Так напишет о нем Олег Волков в своей «Поэме на смерть В.М.Максимчука».

Мужественный и скромный, он никому не хотел быть в тягость, старался выглядеть пристойно даже перед смертью, перед самыми родными и близкими.

Его похоронили на Митинском кладбище в мае 1994 года рядом с мемориалом «Героям-пожарным Чернобыля», инициатором создания которого он сам и являлся.

 

Еще до Чернобыля Владимир Максимчук возглавил Федерацию пожарно-прикладного спорта. Он понимал, что встреча с огнем невозможна без профессионализма и высокой физической подготовки. Любил спорт и спортсменов. Переживал за каждого, вселяя оптимизм.

Материал подготовлен по повести Людмилы Максимчук «Не все сгорает…»

 

В соревнованиях, которые пройдут в конце августа в столице Удмуртии г. Ижевске примут участие 11 сильнейших сборных команд регионов по итогам финала Чемпионата России.

1. Удмуртская Республика.

2. Московская область.

3. Челябинская область.

4. Пермская область.

5. Ямало-Ненецкий автономный округ.

6. Ханты-Мансийский автономный округ.

7. Омская область.

8. Свердловская область.

9. г. Санкт-Петербург.

10. Республика Татарстан.

11. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России.

Участникам для выявления сильнейших за 3 соревновательных дня предстоит преодолеть 5 этапов.

29 августа на стадионе «Купол» команды будут состязаться в пожарной эстафете (4х100) с препятствиями и в преодолении 100-метровой полосы препятствий.

30 августа на стадионе «Динамо» участники будут подниматься в окна учебной башни по трехколенной и штурмовой лестницам.

31 августа на стадионе «Купол» спортсменам предстоит боевое развертывание.

Начало прохождения этапов в 10.00 утра ежедневно.

Торжественное открытие соревнований состоится 29 августа в 10.00 часов на стадионе «Купол».

Среди приглашенных гостей ожидаются руководящий состав МЧС России и Приволжско-Уральского регионального центра по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, руководство Удмуртской Республики.

Соревнования памяти генерала В.М. Максимчука не могут обойтись без участия вдовы героя России Людмилы Максимчук.

Завершатся соревнования 31 августа на стадионе «Купол» награждением победителей и торжественной церемонией закрытия.

 

 

 

Пресс-служба ГУ МЧС России по Удмуртской Республике (3412) 78-00-38