Дума приступила к рассмотрению бюджета-2007. Еще в выходные депутаты начали комментировать проект документа. Предполагается, что спешить не будут, примут в ноябре. И то сказать, параметры обширны, никогда еще не шла речь о почти 7 триллионах рублей, которыми следовало бы по-хозяйски распорядиться.

Расходы вряд ли значительно возрастут, несмотря на призыв профсоюзов начать их пересмотр. А доходы… Что ж, доходы министр финансов Алексей Кудрин и без того поднял до предела, выжимая все, что возможно, из нефтяной трубы.

Свою разъяснительную работу о сущности бюджета Минфин начал вести не накануне обсуждения в Думе, а значительно раньше. Это важно, потому что сегодня людей в большей степени интересуют расходные статьи, а источники поступления денег кажутся очевидными. Алексей Кудрин представил коллегам из правительства документ, мудреное название которого – «методология формирования ненефтегазового бюджета России и основные принципы функционирования фонда будущих поколений» - почти дословно повторяет название его же статьи в августовском номере журнала «Вопросы экономики». Министр-ученый перевел, так сказать, научную статью на язык деловых бумаг. Судя по всему, положение с нефтяными доходами, оказывающими огромное давление уже не только на формирование бюджета, но и на общее экономическое мышление общества, в том числе – и членов кабинета, тревожит министра финансов больше, чем «условный дефицит» бюджета, из которого вынули «нефтяные деньги». Эту методику Кудрин предлагает использовать с марта. В соответствии с ней дефицит федерального бюджета без учета доходов от нефти и газа в 2006 г. составит 5,2% ВВП, в 2007г. - 5,4% ВВП. В первую очередь это связано с тем, что расходы и доходы бюджета остаются в высокой степени зависимости от нефтяных цен. 52,2% доходов в этом году придут от нефти и газа - это самая высокая зависимость бюджета за последние годы.

Тем не менее, люди предпочитают не видеть эту зависимость, многие искренне считают, что экономика сама по себе приносит прибыль, а потому можно бесконечно наращивать расходы, как мы видим при формировании бюджета-2007. На самом деле, прервись завтра поток нефтедолларов и появится жесточайший дефицит. Сегодня у страны есть резерв – Стабилизационный фонд, куда направляются сверхдоходы. Размер его исчисляется уже триллионами рублей. Само его существование вносит дезориентацию, многим министрам и депутатам кажется, что фонд будет расти бесконечно, не замечая, что темпы роста нефтедобычи снижаются, и сегодня мы получаем прибыль не от увеличения экспорта, а от неприлично вздутых цен. А гарантий, что они будут расти впредь - нет. В то же время ясно, что спрятать в кубышку все лишние деньги нереально.

В методике, представленной в правительство, даны расчеты, сколько денег нужно убрать на «черный день», чтобы смягчить возможные последствия обрушения нефтяного рынка, сколько – направлять в бюджет, сколько – использовать для поддержки и развития российской экономики. Бюджет должен пополняться доходами от нефтегазового сектора в объеме, не превышающем 2,8% ВВП (в бюджете 2006 года - 5,4% ВВП). Остальные деньги можно хранить в Стабфонде. Можно пойти дальше, используя эти средства для инвестирования в мировую экономику, то есть преобразовать фонд будущих поколений в более крупную структуру, приносящую прибыль. И тогда уже в доходную часть бюджета пойдут не нефтедоллары, а проценты от использования этих нефтедолларов.

Все эти предложения предполагается воплощать в жизнь с 2010 года, после того, как переходный период в рамках трехлетнего финансового плана приучит людей к мысли о необходимости искать какие-то другие реальные источники доходов кроме тех, которыми нас щедро одарила природа.

По сообщениям Минфина РФ