В среднем по России только одно из десяти дел по уклонению от уплаты налогов доходит до суда, приговоры по ним в основном оправдательные — за недоказанностью. Насколько достоверны официальные сообщения налоговой службы об успехах в борьбе с "уклонистами" от налогов? Собеседник корреспондента газеты "Афанасий-биржа", проработавший в налоговых органах много лет, на этот вопрос отвечает утвердительно. То, что он настоял на своей анонимности, вполне обоснованно — это дает ему возможность откровенно отвечать на не совсем удобные вопросы.

— Успехи налоговых органов в борьбе с «серыми» схемами — это реальность или очередная PR-кампания?

— Результат: число предприятий, использующих такие схемы, сократилось приблизительно на четверть. Это видно на примере хотя бы вашей Тверской области. Средств же у нас по-прежнему только два: оперативная работа в контакте с другими госорганами и разъяснительная работа среди населения.

— Но ужесточение законодательства…

— Скорого эффекта от этого ждать не стоит. К тому же, чем сложнее закон — тем больше лазеек в нем можно найти. Целые юридические фирмы занимаются только тем, что предлагают «законные» схемы ухода от налогов. Должен сказать: жаль, что государство не имеет финансовой возможности привлечь на службу в налоговые органы таких специалистов. По крайней мере, мне есть чему поучиться у разработчиков «серых» схем. Но они оказались по другую сторону баррикад…

— Что это за схемы?

— Основных схем шесть: «черная» — вся зарплата в конверте, и никаких налогов; «страховая» — работник страхуется на крупную сумму, процент по страховке равен зарплате и перечисляется на счет в банке; «профсоюзная» — сотрудники переводятся в штат работников профсоюза (не платящего по закону ЕСН) и заключают со своей компанией договор на выполнение работ; «индивидуальная» — сотрудник регистрируется как предприниматель (ПБОЮЛ) и платит не 13, а 6% ЕСН; «акционерная» — на счетах другой компании, зарегистрированной не в России, размещается крупная сумма, работники становятся акционерами и получают дивиденды; и, наконец, «бухгалтерская» — зарплата проводится как премиальные и командировочные, экономия составляет 13%.

— Но такие схемы легко разоблачить…

— Нет. Реально раскрываемы только «черная» и «бухгалтерская» — наиболее простые, основанные на доказуемом нарушении закона, а потому уязвимые. В отношении остальных результата можно добиться только при содействии организаций-посредников, т.е. вовлеченных в схему. Тем более что адвокаты предприятий, привлеченных к разбирательству за использование таких схем, настаивают на том, что они не противоречат действующему законодательству. Оспорить их мнение зачастую сложно.

— Но вы сказали, что доля предприятий, использующих незаконные схемы, уменьшилась почти на четверть. Что сыграло главную роль?

— Главную роль сыграла широкая разъяснительная кампания. И повышение уровня юридической грамотности населения. Люди задумываются не только о дне сегодняшнем, но и о том, что будет, когда они выйдут на пенсию. Теперь они знают — серая схема дает только сиюминутный результат. А выйдя на пенсию, человек обнаружит, что ничего, по сути, не накопил.

— На ваш взгляд, существует ли «неуязвимая» схема уклонения от налогов?

— Такой схемы нет. Речь может идти лишь о времени и усилиях, которые потребуются на раскрытие той или иной налоговой аферы. Хотя «неудобные» для налоговых органов схемы действительно существуют. Одна из них связана с привлечением обществ и организаций инвалидов. Это классический «стафф-лизинг» — привлечение работников со стороны. Работник включается в штат организации инвалидов, с ним заключается трудовой договор, оплата переводится на счет этой организации. А поскольку такие организации не облагаются ЕСН — выгода налицо. Доказать наличие такой схемы очень сложно, тем более что у наших противников в этом случае имеется мощный рычаг — через СМИ настроить общественное мнение в нужном русле: дескать, государство бросило инвалидов на произвол судьбы, а теперь еще и пытается взять с них налоги, которые инвалиды платить не обязаны.

— Каковы перспективы борьбы с «серыми» схемами?

— Когда эта кампания только начиналась, в серьезный успех я не верил. Но сегодня факты убеждают в обратном — по меньшей мере 70% «серых» зарплат реально могут быть легализованы. Оставшиеся 30% относятся к сфере деятельности крупных корпораций, чья «финансовая безопасность» защищена не только услугами лучших адвокатов, но и «вертикальным лоббированием». Общий ущерб среднестатистического российского региона (с населением от 1,5 до 3 миллионов человек) от неуплаты налогов за год составляет не менее 120 миллионов рублей. И только треть граждан выплачивают подоходный налог, соответствующий реальным объемам их заработка.

К тому, что уже сделано, мы можем реально вернуть в бюджет еще не менее 40% ЕСН, и за это стоит побороться. Победить «серые» схемы можно — нужно лишь продолжать ту политику, которая уже ведется.

Источник http://allrussia.ru

Постоянный адрес новости http://allrussia.ru/nowadays/default.asp?NS_ID={AF8E3723-FDEE-4AE8-BCEC-8F497862A978}&HN_ID=1