Проект федерального бюджета-2007 в первом чтении Госдума рассмотрит на пленарном заседании 22 сентября. Спикер Думы Борис Грызлов обещает принять его в окончательном чтении на две недели раньше, чем обычно - в двадцатых числах ноября. Прошлый опыт показывает, что подписанный в канун нового года бюджет начинает действовать не раньше, чем в феврале. А деньги в регионы поступают еще позже. Если Дума уложится в обозначенные Грызловым сроки, новогодние каникулы не скажутся на всеобщем финансировании.

Предвыборный акцент, который отчетливо чувствуется в расходных статьях бюджета-2007, звучит бравурным маршем российской экономике и финансовой политике Минфина. Все отмечают быстрый рост ВВП, и уверенное повышение доходов населения, и сокращение внешнего долга, и восстановление контроля государства над целым рядом "стратегических" отраслей. Доходы бюджетов всех уровней выросли более чем в 3,8 раза за шесть лет. Значительно сократилось количество налоговых льгот и преференций. Принимаются многочисленные целевые программы. Создаются «фонды развития» - инновационный и венчурный. Увеличивается объем Стабилизационного фонда.

Если деньги у государства есть, то легче закладывать в расходы будущего года многочисленные социальные программы, дальнейший рост зарплаты бюджетников, увеличение пенсий и так далее. Даже самые строгие критики считают, что в целом «бюджет удался».

Однако не надо быть пророком, чтобы предсказать еще одну битву – когда речь пойдет о межбюджетных отношениях. Самая большая статья предстоящих расходов – именно межбюджетные трансферты. Они составят 1,8 триллиона рублей, третью часть всех расходов. За ними следуют внебюджетные фонды, в первую очередь Пенсионный, на помощь которым уйдет больше триллиона, а только потом идут затраты на национальную оборону (821 млрд.), правоохранительную деятельность (664 млрд.), а также общегосударственные вопросы и на национальную экономику (соответственно, 664 и 519 млрд. рублей).

Трехстороння комиссия по совершенствованию межбюджетных отношений определила масштабы поддержки региональных бюджетов в 2007 году – она составит 599 миллиардов рублей, на 69,6 миллиарда больше, чем в нынешнем. Изменилось не только количество средств, но и «качество». Раньше было так: чем хуже обстояли дела в регионе, тем больше помощи он получал из госбюджета, а работавший в полную силу вынужден был делиться доходами. Теперь регионы, добившиеся увеличения сбора налогов, получают трансферты в прежнем объеме, у них ничего не отберут. Второе новшество заключается в том, что часть средств будет направлена на финансирование достройки мелких объектов, которые со следующего года исключены из федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), но лишь при условии софинансирования регионом. Регионам не придется утверждать проектно-сметную документацию в центре, местные власти получат больше самостоятельности. А на федеральном уровне будут утверждаться объекты, стоимость которых превышает миллиард рублей. При этом фонд финансовой поддержки регионов в 2007 году увеличится с 238 миллиардов до 260, а фонд регионального развития вырастет в 1,5 раза - с 2,8 миллиарда до 4,2 миллиарда.

Несмотря на солидные объемы централизованного финансирования все же остаются проблемы, о которых наверняка пойдет речь в Думе. Раньше жаловались, что центральная власть забирает слишком много денег, не дает регионалам самостоятельно проводить свою финансовую политику. Сейчас, по признанию заместителя Совета Федерации Светланы Орловой, "доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по отношению к федеральному бюджету без учета ЕСН и Стабфонда составляет примерно 50 на 50», то есть нормы Бюджетного кодекса соблюдены – тебе половина и мне половина. Были и жалобы на то, что центр дает регионам «не те налоги», поэтому их и собрать трудно, и вообще их мало. И здесь есть изменения.

Но если говорить об экономике в целом, то выделяется три основные проблемы, которые вряд ли можно решить только перераспределением бюджетных средств.

Первая заключается в том, что российские регионы весьма отличаются друг от друга. Специалисты называют такие цифры: в России 27 развитых, 26 среднеразвитых и 29 менее развитых регионов. В понятие «развитые» вкладывается не только доход на душу населения или произведенный продукт, но и многие другие показатели. Различия колоссальные – в 20-30 раз. Естественно, что подтягивание «отстающих» до среднероссийского уровня требует средств извне, а потому трансферты долго еще останутся реалиями российского бюджета. Споры об объемах дотаций, субвенций и прочих средств будут и в Думе, и в Совете Федерации.

Вторую проблему обозначил на днях пермский губернатор Олег Чиркунов: кроме обязательных расходов у регионов есть еще и инвестиционные. И естественно, они хотели бы, чтобы в их развитие вложилось государство. Регионы все разные: есть насыщенные деньгами, в том числе и иностранными, есть малопривлекательные. И заткнуть все эти дыры средствами из госбюджета вряд ли удастся - нужно создавать свой инвестиционный микроклимат.

Наконец, третье: претензии регионов на дополнительное финансирование связано еще и с реформой местного самоуправления, появлением десятков, а то и сотен тысяч муниципальных, поселенческих и тому подобных органов самоуправления, которым по закону положен собственный бюджет. Так что регионам придется делиться с нижестоящими властями. А это тоже огромные деньги.

И все же основные контуры бюджета-2007 уже сложились. Хотя в перераспределении расходов, как говорится, возможны варианты.

По сообщения Минфина РФ