Проект закона о внесении изменений в закон «О бюджете Удмуртской Республики на 2006 год», который 26 сентября предстоит рассматривать республиканским парламентариям, содержит грубейшее нарушение Бюджетного Кодекса России.

Соответствующие заключения по данному документу вынесли правовое управление Аппарата Госсовета УР и Государственный контрольный комитет УР. Тем не менее, при прохождении законопроекта через депутатские комиссии представлявший проект вице-премьер, министр финансов Владимир Бельтюков предельно откровенно дал понять руководству Госсовета, что Правительство УР не намерено обсуждать принципиальные противоречия и депутаты должны проголосовать за поправки в том виде, в каком они внесены.

Речь идет о распределении дополнительных 759,550 млн рублей, большая часть из которых поступила в бюджет в результате годовых перерасчетов и авансовых платежей по налогу на прибыль от нефтедобывающих предприятий (+436,186 млн руб.). Остальное было получено за счет роста стоимости барреля нефти сорта Urals с $46 до $60,5 (+150 млн руб.), а также увеличения фактических остатков по состоянию на 1 января 2006 года сверх суммы, утвержденной в законе о бюджете (+173,364 млн руб.).

Согласно законодательству, дополнительные доходы Правительство УР должно было направить прежде всего на сокращение дефицита бюджета. При утверждении закона о бюджете на 2006 год сумма дефицита составляла 2,864 млрд рублей. В случае внесение в закон изменений, которые предлагает сделать исполнительная власть, дефицит бюджета Удмуртии, по расчетам Государственного контрольного комитета УР, увеличится и составит 3,037 млрд рублей (20,2 %). Это означает, что предельный размер дефицита, разрешенный регионам статьей 92 Бюджетного Кодекса РФ, будет превышен на 5,2 процента. Эксперты Государственного контрольного комитета УР отмечают, что увеличение размера дефицита бюджета противоречит еще и пункту 2 статьи 83 Бюджетного Кодекса РФ, так как при определении источников финансирования новых видов расходов не должно допускаться увеличение дефицита бюджета.

Помимо вопроса с дефицитом в заключении правового управления Аппарата Госсовета УР содержится еще целый ряд замечаний, говорящих об уровне законопроекта, предложенного исполнительной властью Удмуртии на утверждение депутатам. Так, фактически предлагая изменить параметры и структуру бюджета, Правительство УР не вносит какие-либо поправки ни в статью 1 закона «О бюджете Удмуртской Республики на 2006 год», где обозначены конкретные параметры бюджета, ни в приложения 1, 7 и 8, содержащие постатейную расшифровку доходов и расходов бюджета. Кроме того, как отмечает правовое управление, законопроект предполагает увеличить сумму субвенций ряду муниципалитетов (+86,620 млн руб.), однако согласно статье 140 Бюджетного Кодекса РФ субвенции могут выделяться только на передаваемые нижестоящим уровням власти государственные полномочия, а из документов Правительства УР вытекает, что дополнительные средства должны пойти на выплату зарплаты, погашение кредиторской задолженности ЖКХ, а также на обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей подростков и молодежи (+16,1 млн руб.).

Скорее всего, депутатам просто предлагают узаконить расходы, которые Правительство УР произвело еще летом. Например, в перечне предлагаемых статей расходов бросаются в глаза затраты «в связи с подготовкой и проведением Сельских спортивных игр». На эти цели по линии «Общегосударственных расходов» предлагается утвердить 10,090 млн рублей и еще 4,9 млн рублей по статье «Сельское хозяйство и рыболовство». Без какой-либо расшифровки депутатам предлагается узаконить расходование 300 млн рублей «для целей своевременного ввода в эксплуатацию социально-значимых объектов». На «подготовку юбилейных мероприятий к 450-летию присоединения Удмуртии к России», которые должны пройти в 2008 году, оказывается, уже тоже начали тратить деньги (1,320 млн руб.). На увеличение расходов по «страхованию неработающего населения» направляют 432,783 млн рублей. При этом Правительство УР не предлагает внести соответствующие изменения в закон «О бюджете Удмуртского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год».

Внесение изменений в бюджет задним числом является многолетней практикой властей Удмуртии. Отсюда понятно довольно бесцеремонное поведение вице-премьера Владимира Бельтюкова во время представления законопроекта депутатам Госсовета УР. Ощущение полной бесконтрольности усиливается наличием подписи Президента Удмуртии Александра Волкова, внесшего последние поправки в Госсовет УР своим распоряжением № 182-РП. Однако в данный момент слишком грубое давление на Госсовет УР представляется не слишком разумным шагом. Решение о внесении дополнительных поправок в закон о бюджете Удмуртии на 2006 год (в этом году поправки в бюджет уже утверждались на сессии Госсовета УР 10 марта и 22 июня) было принято 21 августа. Это произошло буквально накануне того, как в Ижевске начала работать группа инспекторов из Контрольного управления Администрации Президента России. По неофициальной информации за две недели кремлевские контролеры изучили довольно большой пласт непростых для республиканских властей вопросов. В такой ситуации вряд ли стоило создавать еще одну проблему на «ровном месте». Но, видимо, привычка оказалась сильнее.

Сергей ЩУКИН