Во вторник, 19 сентября с утра в узком проезде перед головным офисом ОАО «Удмуртнефть», на крыше которого совсем недавно высилась аббревиатура «ТНК-ВР», охрана бронировала место под парковку. В столице Удмуртии ожидался визит в республику первых лиц новых собственников «Удмуртнефти» - президента ОАО «НК «Роснефть» Сергея Богданчикова и президента китайской нефтехимической корпорации «Sinopec» г-на Чень Тунхая.

Премьер Юрий Питкевич (на фото в куртке «Adidas» с эмблемой «Роснефти»), возможно, оказался дальновиднее своего старого товарища – президента Александра Волкова.Приземлившиеся в аэропорту «Ижевск», высокопоставленные визитеры первым делом отправились в поле – посмотреть в натуральном виде то, за что три месяца назад было отдано $ 3,5 млрд. Смотреть «товар» новых собственников привезли на Гремихинское месторождение. Оценив приобретение, президент «Роснефти» Сергей Богданчиков сказал для телекамер: «Объекты в приличном техническом состоянии». Упомянув дальше про потенциал, «который, конечно, начинается с запасов», и наличие инфраструктуры, Сергей Богданчиков перешел к планам: «Здесь мы будем инвестировать, мы будем вкладывать деньги для того, чтобы сохранять и даже увеличивать добычу нефти. Для этого, мы полагаем, что основания есть». «Для этого мы и покупали актив», - признался президент Роснефти. Президент китайской нефтяной корпорации «Sinopec» Чень Тунхай не был настроен так прагматично и в интервью местным телекомпаниям говорил только об истинных ценностях. «Здесь очень красиво и потому мы сделаем все, чтобы работа нефтяников не причиняла вред природе», - сказал г-н Чень Тунхай, чья компания не пожалела за такую красоту $3,5 млрд и всем стало ясно, что китайцы умеют ценить прекрасное.
Сразу после поездки на Гремиху президенты «Роснефти» и «Sinopec» отправились на встречу с председателем правительства УР Юрием Питкевичем. Премьер Удмуртии две недели назад остался без своего «нефтяного» заместителя Виктора Савельева, перешедшего на работу в НК «Русснефть», и теперь рабочие контакты с нефтяниками, видимо, перейдут в его руки. Юрий Степанович в тот день был еще и.о. Президента Удмуртии. Фактический президент Александр Волков с прошлой недели находится в отпуске и, по информации «Д», ради личной встречи с новыми собственниками крупнейшего нефтедобывающего предприятия республики был готов вернуться на родину, но помешали сложности, связанные с пересечением границы.
В его отсутствии выяснилось, что все последние годы «Удмуртнефть» недоплачивала в бюджет, причем делалось это в рамках соглашений, ежегодно подписывавшихся президентом УР Александром Волковым с руководством ТНК-ВР. Официальная республиканская ТК «Моя Удмуртия» так сообщила об этом факте: «Встречу новых собственников с правительством начали с парадоксов. Оказалось, что раньше «Удмуртнефть» платила с тонны «черного золота» в бюджет Удмуртии меньше, чем остальные компании».
Руководитель «Роснефти» Сергей Богданчиков обещал эту ситуацию исправить: «Инвестиции в «Удмуртнефть», - по его словам, - будут увеличиваться. Если они сейчас на уровне 2-2,5 млрд в год, то уже 4,5 млрд - это уже цифра решенная». Соответственно увеличатся и налоговые платежи. По словам Сергея Богданчикова, в этом году бюджет должен получить от работы компании 26 млрд рублей, из них 3 млрд руб. поступят в казну Удмуртии.
Юрию Питкевичу оставалось только благодарить нового собственника «Удмуртнефти» за щедрость. «Вы знаете все наши проблемы – 52 процента примерно извлечено из недр, 90 процентов – обводненность, - пожаловался Юрий Степанович, - нас это как бы очень настораживает. Но я думаю, что вот то, что сказал Сергей Михайлович (Богданчиков), принятые меры они это обеспечат». Надо сказать, что раньше из уст премьера никто не слышал таких признаний. Более того, совсем недавно, на праздновании добычи 300-тысячной тонны удмуртской нефти говорились совсем другие слова, и никаких проблем в нефтедобыче как будто бы и не существовало.
Впрочем, руководство «Роснефти» не собирается поднимать планку по всем статьям. В отношении благотворительности и участия в социальных программах Сергей Богданчиков заявил: «Меньше не будет. Насколько будет больше - это предмет торга конкретного с правительством, как всегда и бывает. Это раз. Но повторяю, меньше уже точно не будет. 80 миллионов - это гарантированное». Премьеру Юрию Питкевичу оставалось только согласиться. «Мне подход очень понравился…», - комментировал Юрий Степанович итоги переговоров в «Вестях Удмуртии» на ГТРК «Удмуртия». Между тем, по итогам встречи никаких документов подписано не было, только устные договоренности.
О политических последствиях появления в числе крупнейших субъектов экономики Удмуртии такой компании как НК «Роснефть», конечно, никто еще не говорит. Однако, в отличие от частной и не российской по сути ТНК-ВР, государственная «Роснефть» куда более втянута в политические расклады Кремля. Председателем совета директоров компании является заместитель главы администрации Президента РФ Игорь Сечин, считающийся одним из неформальных лидеров «силовиков» в окружении президента Путина. Пусть и потерявший в мае значительный административный ресурс в лице экс-генпрокурора Владимира Устинова, являющегося его сватом. На днях советником председателя совета директоров «Роснефти» стал сын директора ФСБ Николая Патрушева, что вполне можно трактовать как проявление укрепления неформальных отношений Игоря Сечина с нынешним руководителем ФСБ.
У президента Удмуртии опыта отношений с «Роснефтью» до последнего времени не наблюдалось. Чаще приходилось иметь дело с руководством «Газпрома», с которым у такой же государственной «Роснефти» существует негласное соперничество. Совсем недавно на встрече с депутатами Госсовета УР он даже посетовал, что встречался пока только «на уровне замов». Причем в случае возникновения проблем с «Роснефтью» ему даже пришлось назвать в качестве будущего возможного арбитра главу государства. «Пойду, в крайнем случае, к Президенту», - передала слова Александра Волкова в вечернем эфире 6 сентября ТК «Моя Удмуртия».