В прошлом году подруга предложила мне пойти вместе поработать официантками - для студентки дневного отделения это удобный рабочий график, да и деньги нелишние. Мы поехали на собеседование…

фотоВ здании бывшего кинотеатра «Россия» открывалось новое казино, туда требовались официантки. Мы заполнили анкету. Нам сказали, что работать надо будет сутки через двое. То есть 12 часов дневной смены (с 8 утра до 8 вечера), потом 12 часов ночной (с 8 вечера до 8 утра) и - два выходных. После чего пообещали: «Вам позвонят».
Пара месяцев прошла в ожидании открытия, на третий месяц, наконец, позвонили и пригласили на примерку униформы – белая блуза оказалась великовата, плюс синяя жилетка. В целом нам понравилось.
Потом всех нас – полтора десятка официанток и барменов - собрали, чтобы заключить договор. Даже не прочитав этих бумаг, многие из нас просто их подписали. В графе «оклад» - 3500 рублей. Спрашиваем, почему так мало, ведь на собеседовании обещали зарплату от 5 до 7 тысяч?! Это, говорят, для отчетности, чтобы меньше платить налогов.
Знакомил нас с нашими будущими обязанностями управляющий - спортивного вида молодой человек, Николай Николаевич. Голубые джинсы, полосатая футболка. Мы его тут же «окрестили» Ник-Ником. Оглядев каждую из нас с головы до ног, Ник-Ник сообщил, что на работу следует одевать юбки как можно более короткие, телесного цвета чулки и классические черные туфли на каблуках. Чулки, по мнению Ник-Ника, должны были служить «отвлекающим маневром» для игроков. Тут лица у многих из нас вытянулись.
Управляющий показал нам оба зала казино – малый зал и VIP, где стояли столы для игры в Oasis, Блэк Джэк и рулетку. В других помещениях были игровые автоматы. О наших обязанностях Ник-Ник сказал поверхностно: надо постоянно быть в зале, мило улыбаться, вежливо общаться и знать ассортимент бара. Заказ приносить только на подносе, даже если это всего две зубочистки. Категорически запрещено стоять за спинами игроков. Присутствие должно быть «незаметным».
У моих коллег, как и у меня, никакого опыта работы официантками не было. Принципы отбора остались для меня загадкой. Я-то думала, что туда, где «крутятся» немалые деньги, берут девушек ухоженных, миловидных и коммуникабельных. Но мои будущие напарницы легко откликались на реплики начальства специфическим «Чё?» «Ядерно»-розовый отслаивающийся лак на ногтях, немытые головы и тому подобные «мелочи».

Открытие

В этот день нас попросили прийти пораньше. Оказалось, чтобы помыть и отполировать посуду и пепельницы. Мы, уже в униформе, бдительно осмотренные управляющим, конечно же, волновались – как подступиться к клиенту, нам так никто и не объяснил.
Часов в шесть вечера в зал вошли человек шесть в штатском. Уверенно прошли к бару, а один сразу направился к кассе и попросил открыть дверь. Они взяли какой-то пакет с документами и ушли в бар. Оказалось, это были сотрудники МВД с какой-то проверкой. Через полчаса они ушли.
«Неплохое начало» - подумала я.
Потом появились настоящие клиенты (нам следовало называть их «гостями») - девушка и молодой человек лет двадцати с небольшим. Обменяв в кассе на фишки несколько зеленых купюр, они прошли в малый зал и уселись за стол. Я подошла с дежурной улыбкой на лице: «Добрый вечер! Желаете что-нибудь заказать?» Они попросили принести чай и сок. Сказано – сделано.
Бар, надо сказать, первое время для игроков был бесплатный. Это облегчало нам работу, так как не надо было запоминать цены на весь ассортимент. И гостям хорошо: никто из посетителей не отказывал себе ни в чем, а мы только успевали бегать с подносами от бара к столам и обратно, меняя бокалы, чашки и пепельницы. Пепельницы следовало менять после каждого «бычка».
Стоять в зале оказалось не так просто. Поднос держишь на одной руке. На нем три-четыре металлических пепельницы. Минут через 15 такой «стойки» начинают дрожать руки и болит спина. Выйти нельзя – вдруг понадобишься? Хотя на каждом игровом столе есть специальный звонок для вызова официантов. Столы в зале стояли кругом, поэтому волей-неволей у некоторых мы оказывались за спиной. Это их явно раздражало.
В день открытия клиентов было не более 6-7 человек.
Кроме обслуживания «гостей», нам пришлось также мыть посуду в холодной воде - не было посудомойки. Но я делала это с радостью – здесь можно было снять туфли с распухших ног. Один раз за смену персонал кормили. Первое время есть то, что привозили в пластиковой одноразовой таре, было просто невозможно. Несколько девушек сразу отравились. Недели через три, после наших жалоб на качество пищи (стоимость которой вычитали из наших зарплат), сменили поставщика.
Двенадцать часов на каблуках с подносом без отдыха оказалось тяжелым испытанием. К концу смены ноги распухали так, что невозможно было запихать их в туфли. Счастье – это после смены надеть удобную обувь и добраться до постели. Первые дни я не могла заснуть из-за болей в ногах и пояснице. Отдохнув часов пять после 12-часовой смены, иду на лекции, а потом опять на работу. В выходные отсыпалась. Единственный стимул – ожидание зарплаты…

«Гости»

Игроки в казино бывают разные. Играли и студенты, которых я встречала на своем факультете, и пожилые мужики. Кто-то играл по 2-3 часа, а кто-то торчал всю мою смену.
Были и такие, кто не упускал случая ущипнуть официанток за «мягкое место». Некоторые из нас на это никак не реагировали, но когда такое случилось со мной, я предложила посетителю держать руки при себе. В ответ он улыбнулся и кинул на мой поднос фишку номиналом 500 рублей. Видимо, полагал, что компенсировал моральный ущерб. Однако мы все полученные фишки обязаны были сдавать в кассу.
В обязанности официанток входило просить «на чай». Кто-то в ответ на такую просьбу сразу «посылал», кто-то раздавал фишки направо и налево. Подвыпивший клиент мог кинуть на поднос 100- и даже 500-рублевые фишки. Особой прибыли нам от этого не было: «чаевые» шли в «общак» и по окончании месяца делились между всеми работниками казино «на сауну для персонала».
Часто «гости» напивались до непотребства – громко матерились, проливали напитки, рассыпали кругом пепел. Нам следовало тут же наводить порядок. Как-то я спросила, зачем наливать еще, если «гость» и так на ногах уже не стоит? Мне ответили, что клиента следует «накачать» так, чтобы он оставил тут как можно больше денег. Результатом таких «накачек» иногда становились драки между игроками и охраной, когда пьяных пытались вывести из заведения.
Слушать разного рода «комплименты» от подвыпивших игроков следовало, мило улыбаясь. Многие клиенты вскоре знали нас по именам, говорили, делая заказ: «Мне, как обычно». Я быстро запомнила, кто пьет некрепкий зеленый чай без сахара, кто «Невское», кто «Corona extra» с лимоном или определенный сок.
Практически все постоянные игроки имели (для нас) свои «клички»: между собой мы их называли «полосатик», «рыбий глаз», «кореец», «глист», «с сигарой» и т.д.

Персонал

Бывали абсолютно «пустые» дни, когда клиентов не было вообще. Тогда сотрудники устраивали себе «перекур» за счет фирмы - сигареты для игроков тоже были бесплатными, и у многих работников вошло в привычку «стрелять» из стаканчиков «Parlament» и «Winston». Это происходило под видеонаблюдением, установленным в баре, других залах и на «рецепшин» (англ. reception. – вход). Кое-где были установлены и «жучки» (прослушка).
Все помещения казино просматривались из специальной «мониторки». Вход в нее был строго запрещен.
При входе находился «рецепшин» - стол, где сидела миловидная девушка, которая встречала клиента, принимала его верхнюю одежду, отвечала на телефонные звонки. В свободное от своих обязанностей время эти девушки листали глянцевые журналы прошлых лет, болтали с охраной, а то и спали, положив голову на стол.
Один из охранников не отказывал себе в удовольствии пропустить бутылочку-другую пива во время рабочей смены, а потом поспать в раздевалке прямо на полу или флиртовал с официантками.
Распространение сплетен было «хобби» одной из официанток. Сидя у барной стойки (тогда мы еще не знали, что здесь есть «жучёк»), она рассказывала «горячие» новости. Кто во что был одет, кто сколько выиграл-проиграл, кто с кем подрался и тому подобные вещи - она была в курсе всего. Но вскоре нас строго предупредили, что обсуждение клиентов ведет к увольнению. Мы стали сплетничать вне зон слышимости «прослушек».
Нескольких крупье за выход на работу в нетрезвом состоянии уволили. Большинство крупье, кстати, были не из Ижевска, а из какого-то небольшого городка. Управляющий и старший по бару, кстати, тоже. В их городе закрыли казино, и они приехали работать в Ижевск. Спросив у одного крупье, как ему нравится Ижевск, я услышала, что, посетив несколько мест в городе, он понял, что в Ижевске «нет людей, как мы». В каком смысле? - удивилась я. Оказывается, они считали себя «мажорами». Для крупье казино снимало квартиру с обстановкой, кроме того, им полагались «суточные».
Бармен в казино – особая тема. Всегда недовольный вид, будто им должны. Ухмылки. Если кто-то из игроков не допивал пиво, бармен спокойно мог долить в тот же бокал, который мы несли уже другому клиенту.
Посуда, вымытая в холодной воде, не всегда была чистой. Бармены протирали непромытые пятна (остатки от сока, пену от пива, следы губной помады) полотенцем, которое стирали от случая к случаю.

Начальство

Одна официантка жила в общежитии. Как-то в разговоре с управляющим она сказала, что ищет квартиру. Он тут же предложил ей пожить у него, точнее, с ним. Отказ вызвал намеки на возможность увольнения, впрочем, не реаилизовавшиеся.
Был случай однажды, запомнившийся всем его участникам надолго. В тот день была не моя смена. О тех событиях я знаю со слов моих коллег.
Начальник охраны с друзьями и своей девушкой отмечали в казино День защитника Отечества. Со своей компанией праздновал 23 февраля и управляющий казино.
В какой-то момент девушка начальника охраны вышла в зал с бокалом пива в руках и стала наблюдать за тем, как играют в рулетку. В это время к ней подошел уже изрядно выпивший управляющий, взял ее бокал и отпил. Девушка стала возмущаться. Тут подоспел начальник охраны и между ним и управляющим на глазах у всех завязалась драка прямо на игровом столе. За управляющего вступился один из крупье (он потом был уволен). Драка продолжалась на улице. После этого инцидента начальник охраны ходил с «порванной» губой, а управляющий с разбитой челюстью уволился и уехал обратно в свой город. Вместо него назначили нового.

Фината ля…

Когда я получила за месяц работы в казино в должности официантки что-то около трех тысяч рублей, я поняла, что это конец. Начальство убеждало нас, что в следующем месяце мы получим больше. Никто не был доволен получкой. Грозились уволиться. Лично я сделала это спустя два дня.
После двух месяцев работы все девчонки, с которыми я начинала, тоже уволились. Недавно встретила нескольких крупье и девушек с «рецепшен», они тоже уже там не работают…