Вопрос детей оставшихся без попечения родителей всегда очень болезненный. Особенно болезненным он становится в тот момент, когда решается вопрос денег, выделяемых на ребенка.

 

 Справка

 

До введения в действие семейного кодекса Российской Федерации в российском законодательстве не существовало единого понятия «устройство детей оставшихся без попечения родителей».

Статья 123 Семейного Кодекса РФ устанавливает несколько форм устройства детей, разрешая субъектам федерации своими законодательными актами предусмотреть те или иные формы устройства детей оставшихся без попечения родителей. К таким формам относятся патронат, приемная семья, оформление опеки.

 

В редакцию газеты «День» обратилась Галина Гизатуллина, многодетная мать, четверо родных детей, в прошлом сама работник сферы образования. С 2002 по 2004 год Галина работала воспитателем в ижевском интернате №2. В 2004 году, взвесив все за и против, Галина Салаховна решила уволиться из интерната. Прибавка к пенсии была мизерной, пришлось поискать другую работу. Работать в интернате женщина прекратила, но связь с заведением не потеряла. Еще во время работы в интернате она оформила опекунство над мальчиком Костей, который до сих пор живет в семье. Его Галина Гизатуллина называет приемным сыном. Сейчас Костя уже взрослый и получил образование, но продолжает жить с приемной мамой и говорит, что никогда ее не оставит.

Одним ребенком Галина Салаховна ограничиваться не стала и, начиная с лета 2002 года, она всегда забирала с собой за город на три летних месяца, кого-то из ребят. Лето 2002 на ее даче провели шесть воспитанников интерната, следующее лето уже десять ребят. Всего с 2002 года по 2006 год на даче у Галины Салаховны гостило 35 детей.

Как объясняет женщина, детей на все лето ей отдавали просто по заявлению. Никаких денег за свою работу летом она не получала, работала на энтузиазме. Питание на детей выдавали сухим пайком.  Такие основные продукты как молоко и хлеб в сухой паек не входили. Приходилось вкладывать свою пенсию. «Консервы на все лето. Такими продуктами даже взрослый человек не сможет питаться все время, а тут дети» - говорит Галина Салаховна. Однако самым большим парадоксом во всей этой гастрономической поддержке со стороны интерната для женщины явилось то, что несколько раз сухой паек выписывался задним числом. То есть продукты на детей выписывались не на август, в тот момент, когда они находились у Галины, а на октябрь, когда дети уже были в интернате. Что делать с поступившими на 2 месяца позднее продуктами женщина не представляла. «Зачем они мне нужны, в октябре, дети уже не живут у меня. До этого приходилось выкручиваться, покупать еду на свои отпускные, иногда занимать у соседей. Хорошо еще, что на огороде все свое растет. Детям нужны молоко и хлеб, этого в продуктовой корзине для ребенка не предусматривали» - объясняет Галина Гизатуллина.

 

Никто не заставляет

 

Такой ответ получала Галина Салаховна, обращаясь в органы опеки со своими нуждами. Чиновники, ссылаясь на закон, отфутболивали женщину куда подальше. Объясняли все тем, что раз женщина по своей инициативе взяла на лето такое количество детей, то и обеспечить им достойное питание и проживание должна сама. «Не можете, не берите. Чего вы к нам ходите?» - вопрошали властные структуры. Прокуратура Первомайского района так же предпочла не затевать разборок, посоветовали обращаться с требованиями в интернат.

Галина не спорит с тем, что существует постановление, по которому ребенку можно выдать продукты сухим пайком, но то, что приемлемо в отношении одного ребенка, которого забирают на лето родственники, может совершенно не подходит для данной ситуации.  «Когда у тебя разом на руках оказывается большое количество детей, проблемой становятся даже гигиенические принадлежности. Ничем подобным детей не обеспечивали» - говорит рассказчица.

По подсчетам Галины в день на ребенка в среднем выделялось 72 рубля. И сумма возможно вполне достаточная без учета таких мелочей как предметы личной гигиены, постельное белье и ряда продуктов, которые не входят в сухой паек.

Задаваясь вопросом, неужели нельзя изыскать каких-то средств, чтобы поддержать ее инициативу Галина Салаховна не может найти ответа еще и потому, что для того чтобы отправить интернатского ребенка на лето в лагерь средств требуется гораздо больше. «Там и воспитатели, и повара, а я одна справлялась бесплатно» - подчеркивает женщина.

Самое интересное, во всей этой истории, что если следовать букве закона такое количество детей отдавать на целое лето одному человеку, да еще и не работающему в организации не положено. «Естественно в интернате знали, что я воспитатель и ответственный человек» - говорит Галина Гизатуллина, - «но сдать 35 детей на лето постороннему человеку в обход закона можно, а вот выделить деньги на их содержание нельзя».

 

 

Еще один парадокс

Сейчас Галина Гизатуллина собирается подавать в суд. Мальчик, принятый в семью, все еще находится под опекой Галины Салаховны. Не так давно приняла в свою семью девочку и родная дочь Галины.  Проблемой стало то, что женщины не могут получить статус приемной семьи уже в течение нескольких лет. Сначала  в республике не был утвержден закон о приемных семьях. И, вот, наконец, в 2007 году закон по республике вступил в действие. «Однако, по России этот закон работал с 1996 года» - удивлена Галина Гизатуллина.

«Объяснить, почему мне оформили только попечительство я не могу. Хотя я с самого начала хотела оформить детей в приемную семью» - разводит руками многодетная мать, - «социальный педагог интерната сказала, что нет такого закона, по которому я могла бы оформить приемную семью». В ответ на попытку объяснить соцпедагогу, что существует федеральный закон, Галине Салаховне заявили, что данный закон в республике не действует.

Такая же история произошла и с дочерью Галины, удалось оформить только попечительство. Девочка давно просилась в семью, но сама Галина не могла взять на себя еще одного ребенка, проблемы со здоровьем не позволяют. Потому предложила удочерить девочку своей дочери.

Попытки поменять статус на приемную семью ничего не дают. Документы возвращаются обратно.

Не удается оформить статус приемной семьи не только Галине Гизатуллиной. Многим женщинам, которые хотели бы взять детей из интерната к себе в дом статус приемная семья получить не удается, признает Галина Салаховна.

Как подозревает женщина, чиновники просто не хотят решать денежные проблемы. Оформление статуса приемная семья дает возможность приемному родителю получать заработную плату за воспитание ребенка, так же как дает право на зарплату и оформление статуса патронат - 0,25 % тарифной ставки воспитателя, что составляет порядка 2 тысяч 800 рублей. Плюс за ребенком сохраняется содержание на питание, образование и одежду – 4 тыс. рублей. По словам Галины основным аргументом против присвоения статуса приемная семья, со слов работников органов опеки, является отсутствие финансов на данный момент.

 

Торжество справедливости

 

Как сообщила руководитель отдела охраны прав детства Администрации Устиновского района Татьяна Субботина, она знакома с ситуацией этой семьи. И заявку, с которой Галина обратилась в отдел, включили в список ожидающих. Но, добиться смены статуса можно будет не ранее 2009 года. Так как бюджет на 2008 год, через который проводится финансирование выплат приемным семьям, уже был принят. Поэтому заявка ждет перспектив 2009 года. Вообще, как сообщили в органы опеки Устиновского района, сложностей с финансовыми потоками хватает и помимо перевода опекунов в статус приемных семей. Так, средства выделяемые государством на сирот идут через централизованную бухгалтерию РАНО, то есть сами органы опеки эти деньги даже не видят.

В отделе охраны прав детства Администрации Первомайского района были еще лаконичнее. Руководитель отдела Наталья Юданова сообщила, что всеми вопросами, связанными с Галиной Гизатуллиной теперь занимается непосредственно Устиновский район. Форма устройства ребенка в семью - опека является безвозмездной. А все кто раньше работал в «школе интернат №2» и выдавал большое количество детей на лето Галине Салаховне, больше там не работают. 

Администрация школы интерната №2 для детей сирот и оставленных безпопечения подтвердила, что Галина Гизатуллина действительно работала в данном учреждении. Однако новый директор интерната Дмитрий Гавриков, приступил к своим обязанностям недавно, полгода назад и с самой Галиной Салаховна не общался по данному вопросу. В 2007 году женщина детей из интерната на лето не брала. Как объяснила сама Галина Гизатуллина, после перенесенной операции она не чувствовала себя достаточно окрепшей, чтобы провести лето с воспитанниками, нести за них ответственность. Само сообщение о том, что из интерната кто-то посторонний забирал большое количество детей на целое лето, на свою дачу вызвало замешательство у директора. «Я считаю совершенно невозможным отдавать большое количество детей кому-то на лето, непонятно на каких условиях. В любом случае, подобные разрешения выдаются районными органами опеки» - объяснил Дмитрий Александрович.

По словам администрации «школы интерната №2» если есть разрешение, то в интернате не предполагается проверки. Человек считается заведомо проверенным. Но, как признал Дмитрий Александрович, даже при наличии такого разрешения от органов опеки у него возникли бы вопросы к человеку, который собирается вывезти ни одного, ни двух, а более десяти человек за город на дачу.

 

 

Хотя, если верить все тем же районным органам опеки, подписывающим разрешительную документацию все виновные в халатном отношении к закону понесли наказание, администрацию МОУ для детей сирот и оставленных без попечения родителей «школы-интернат №2» сменили. И теперь все по закону, люди ждут годами возможности зарегистрировать приемную семью, деньги на приемных детей будут выбивать через суд и дети не поедут на дачу. Галина Гизатуллина готовит к защитнику по правам человека. Финальный поход пенсионерки к начальнику управления социальной защиты дал совершенно неожиданные результаты. Ирина Галина почему-то посчитала своим долгом припугнуть Галину Салаховну проверкой. Согласно Ирине Владимировне еще вилами на воде писано можно ли вообще доверять детей такой женщине как Галина Гизатуллина, у нее и семья не полная и вообще не мешало бы ее еще раз проверить.