Если выборы 2 декабря были не выборами, а референдумом в поддержку Путина, как заявил формальный лидер «Единой России» Борис Грызлов, то в Удмуртии самый популярный президент России потерял более четверти голосов в свою поддержку. Такова разница между числом голосов «за Путина» на президентских выборах 14 марта 2004 года и голосами, отданными в прошлое воскресенье «за Путина» как лидера списка «Единой России» на выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва.

Премьер Питкевич, президент Волков и спикер Госсовета Семенов замерли в ожидании. Чем им аукнуться итоги выборов. В марте 2004 года за переизбрание Владимира Путина на второй срок проголосовали 613 тысяч 335 избирателей Удмуртии, это почти 76 процентов при явке на избирательные участки 67,3 процента. В политическом тандеме с президентом Удмуртии Александром Волковым, возглавлявшим региональный список «Единой России» на госдумовских выборах, «за Путина» проголосовали уже только 453 тыс. 248 жителей республики. Снижение поддержки в 155 тыс. голосов в рамках Удмуртии означает падение популярности Путина среди избирателей республики ни много ни мало - на 26 процентов. Причем падение поддержки Путина произошло повсеместно: в Ижевске на 35,5 процента, в Воткинске на 15 процентов, в Сарапуле на 22 процента, а в сельских районах Удмуртии в среднем на 19 процентов. Обращает на себя внимание и факт повышенного снижения доверия к Путину среди избирателей городов, считавшихся «вотчинами» «команды Волкова» и председателя Госсовета УР Игоря Семенова. Так, на родине Семенова, в полусельской Можге, падение голосов «за Путина» составило 32,3 процента, а в Глазове (откуда в столицу Удмуртии перебрался почти весь костяк окружения президента Волкова) произошел настоящий обвал. Здесь итоги голосования «за Путина» упали в 2,1 раза по сравнению с мартом 2004 года.
Похожая тенденция обнаружилась и при сопоставлении результатов «Единой России» при голосовании за список кандидатов в депутаты Государственной Думы и республиканский список на выборах в Государственный Совет Удмуртской Республики. Здесь число голосов в поддержку местных «единороссов» оказалось меньше, чем в бюллетене с фамилией «Путин», почти на 8 процентов. Присутствие президента Удмуртии Александра Волкова в «госсоветовском» бюллетене точно отпугнуло почти 35,5 тыс. избирателей, участвовавших 2 декабря в выборах. При этом многие фамилию «Волков» просто не заметили. На стендах не было ни одной его фотографии, на многих участках освещение оставляло желать лучшего, а фамилии кандидатов в бюллетенях, как нарочно, отпечатаны очень блекло, так, что «без очков» не очень-то разглядишь. Любопытно и то, что результаты выборов в Государственный Совет Удмуртии дали существенный прирост только тем партиям, в которых избиратели видели альтернативу «партии власти»: КПРФ, «Справедливой России» и «ПАТРИОТАМ РОССИИ». Зато итоги «Единой России» и ЛДПР ощутимо снизились. Объяснить такой эффект можно только одним – во главе списка местных «единороссов» стоял президент Удмуртии Александр Волков, а список ЛДПР ассоциировался не с Жириновским, а с Михаилом Питкевичем, сыном председателя Правительства УР и бессменного спутника Волкова на пути к власти Юрия Питкевича. Из одиннадцати партий, присутствовавших в бюллетене на выборах депутатов Госдумы, в выборах депутатов Госсовета Удмуртии участвовали только пять. Остальные шесть партий («Аграрии», «Гражданская Сила», ДПР, СПС, ПСС и «Яблоко») набрали в сумме 38 тыс. 329 голосов, что составило 5,13 процента от числа избирателей, пришедших 2 декабря на выборы.
Отдельная тема - явка на выборы. За один час до закрытия избирательных участков, по данным ЦИК Удмуртии, число принявших участие в выборах составляло 703 тыс. 701 человек (57,63%). На другой день, по сообщениям ЦИК УР, число проголосовавших на 20 часов достигло 749198 (Госдума) и
747636 избирателей (Госсовет УР). Таким образом, по версии Центризбиркома Удмуртии, между семью и восьмью часами вечера на избирательные участки должны были прийти 45,5 тыс. избирателей. В результате явка на территории Удмуртии выросла с 57,63 до 61,3 процента, а голосование за «Единую Россию» на «госдумовских» выборах дотянуло до заветных 60 процентов. Между тем это почти не изменило позицию Удмуртии среди регионов Приволжского федерального округа. По результатам голосования за «Единую Россию» среди 14 регионов ПФО Удмуртия лишь на 11 месте.
Сомнения в реальности роста вечерней явки в Удмуртии усиливает сравнение с явкой избирателей на всех предыдущих выборах депутатов Госдумы РФ. Близкая по процентам явка – 61,8 процента - была только в декабре 1999 года, но тогда это было обусловлено ростом активности городских избирателей. В Ижевске в 1999 году на выборы пришли 60,6 процента избирателей (сейчас – 57,7%), Воткинске – 60,3 процента (сейчас 53,7%), в Сарапуле – 61,6 процента (55,65%), в Глазове – 67,5 (60,58%), в Можге – 64,5 (63,5%). Иными словами, рывок по явке 2 декабря был обеспечен на сельских избирательных участках, полностью подконтрольных президенту Волкову. Свести баланс оказалось непросто, особенно с протоколами по выборам в Госсовет УР. 3 декабря в 06 часов 47 минут на сайте ЦИК были обнародованы предварительные итоги голосования, в которых недоставало более 150 тыс. голосов избирателей. И только через десять часов появились обновленные, но все еще неполные данные. С этого момента картина фактически не менялась - «Единая Россия» одержала сокрушительную победу. Цена вопроса: падение поддержки Путина на 26 процентов…