В кулуарах администрации и Гордумы Ижевска обсуждается скандальный документ под названием «План мероприятий по реорганизации ГЖУ». План предусматривает реорганизацию МУ «Горжилуправление» (ГЖУ), а также передачу муниципальных теплосетей и жилого фонда в управление частным компаниям еще до 1 марта 2008 года. Однако попытка реализовать эти мероприятия в указанные сроки может повлечь лавинообразное нарастание хаоса в коммунальном хозяйстве столицы Удмуртии. Остановить такое развитие событий сегодня может только страх властей перед массовым протестом населения накануне президентских выборов.

фото «План мероприятий по реорганизации ГЖУ» содержит всего 9 пунктов. Первый из них называется «Анализ текущей ситуации» и устанавливает срок своего исполнения с 10 по 17 декабря. В частности, в этот период предполагалось «проанализировать» ситуацию с задолженностью ГЖУ, с передачей ижевских теплосетей в аренду ООО «Удмуртские коммунальные системы» (УКС), систему начисления платежей за ЖКУ и положение с жилым фондом, находящимся в управлении ГЖУ.
Пунктом вторым предусмотрена подготовка и передача документов на теплосети и ЦТП в аренду ООО «УКС» в срок с 17 декабря по 29 декабря. Напомню, что по итогам конкурса «Удмуртские коммунальные сети» должны были принять в аренду систему городского теплоснабжения еще 1 октября, но из-за отсутствия юридически чистого пути приема-передачи незарегистрированного и должным образом не оцененного имущества этот процесс «завис» на несколько месяцев.
Пункт 3 документа – разработка плана мероприятий и юридических документов для выделения системы начисления и сбора платежей «в отдельное юридическое лицо с участием администрации г. Ижевска, энергоснабжающих организаций и частных управляющих компаний». Срок тот же - с 17 по 29 декабря. Четвертый пункт предполагает уже подготовку и согласование юридических документов, взносов, участников и состава совета директоров расчетно-кассового центра. Это планируется выполнить между 7-м и 21-м января следующего года. Регистрация новой организации в Минюсте УР - с 21 января по 8 февраля (пункт 5), начало операционной деятельности РКЦ и выставление квитанций - уже с 18 февраля (пункт 6).
Следующие два пункта посвящены судьбе многоквартирных домов – все ижевские дома, не выбравшие, согласно Жилищному кодексу, один из трех способов управления, должны быть выставлены и отданы по конкурсу в управление частным компаниям еще до 1 марта следующего года, а до 1 февраля предусматривается подготовка необходимых документов для проведения конкурсов.
Последний пункт «плана» предполагает подготовку мероприятий и документов для реструктуризации оставшейся дебиторской и кредиторской задолженности ГЖУ.

Кто автор?

Попавший в руки депутатов Гордумы экземпляр «Плана мероприятий по реорганизации ГЖУ» никем не подписан, прямое указание на чье-либо авторство отсутствует. Глава администрации г. Ижевска Александр Ушаков и его 1-й заместитель по вопросам ЖКХ Михаил Ушнурцев на заседании бюджетной комиссии отрицали как свою причастность к разработке данного документа, так и сам факт поступления его на рассмотрение администрации города.
Однако в том, что, как минимум, в неофициальном порядке этот проект уже рассматривается городскими чиновниками, сомневаться не приходится. Об этом, в частности, свидетельствует настойчивость, с которой должностные лица пытаются сегодня «пробить» в проекте бюджета на 2008 год сотни миллионов средств на погашение задолженности ГЖУ (см. п. 9). Дело в том, что предусмотренное прекращение деятельности ГЖУ как управляющей компании и как расчетного центра приведет к переводу накопившейся у него текущей задолженности в задолженность взыскиваемую. Организации, перед которыми Горжилуправление имеет долги, с прекращением дальнейшего сотрудничества перестанут закрывать глаза на накопившиеся долги и просто предъявят их к взысканию в судебном порядке. Долги ГЖУ на сегодня составляют, по разным оценкам, от 1,5 до 2 млрд руб. В свою очередь, долг перед самим Горжилуправлением оценивается в сумму до 1,5 млрд руб. Однако значительная часть этого долга (в том числе и долги населения) является «проблемной» и, по мнению специалистов, или никогда не будет взыскана, или для этого потребуется значительное время. Таким образом, уже в следующем году после ликвидации ГЖУ в бюджете Ижевска может образоваться «дыра» примерно в полмиллиарда рублей.
Одна только эта проблема позволяет говорить о том, что реализация «Плана мероприятий…» предполагает сценарий, близкий к катастрофическому. «Продавить» его принятие способна только структура с мощным лоббистским потенциалом – причем как на городском, так и на республиканском уровне. Речь, конечно, идет об ООО «Удмуртские коммунальные системы», за которым, в первую очередь, просматриваются интересы местного «олигарха» Андрея Осколкова, входящего в ближний круг президента Удмуртии Александра Волкова (по данным еженедельника «Коммерсантъ», Осколков контролирует 49% акций ООО «УКС»). Впрочем, об интересах «Удмуртских коммунальных систем» свидетельствует и сама логика документа, в котором проблема «приема-передачи» системы тепло- и горячего водоснабжения Ижевска от муниципалитета к УКС занимает одно из центральных мест. Кроме того, «План мероприятий…» имеет любопытное примечание: «В качестве руководителя Удмуртского РКЦ планируется кандидатура Корженко С.Ю. (заместитель гендиректора ООО «УКС»)», что также вполне конкретно указывает на авторство документа.

Последствия

Поражает даже не столько перечень мер, сколько лихость и безграмотность, с которой авторы «Плана мероприятий…» предполагают провести задуманные реформы. То, что новый Жилищный кодекс вынуждает органы местного самоуправления проводить кардинальные преобразования в коммунальной сфере – неоспоримо. Однако даже если оставить в стороне целесообразность (весьма сомнительную) конкретного предлагаемого плана реформ, очевидно, что их реализация в столь сжатые сроки не позволит провести должную работу по информированию и подготовке населения. Несколько примеров.
Как известно, большая часть жилого фонда Ижевска сегодня продолжает находиться в управлении ГЖУ. «Планом» уже в феврале планируется провести конкурсы на право управления всеми многоквартирными домами, жители которых самостоятельно не приняли решения о выборе способа управления. Во-первых, возникает вопрос: куда авторы «плана» собираются деть те дома, в которых общие собрания собственников избрали в качестве управляющей компании именно ГЖУ?
Во-вторых, утвержденные Правительством РФ (ФЗ-75 от 6 февраля 2006 г.) правила проведения конкурсов предусматривают, например, наличие в пакете конкурсной документации акта технического состояния многоквартирного дома, с выставлением степени фактического износа здания на момент проведения конкурса. Это предполагает специальное комиссионное обследование не менее тысячи домов, что абсолютно неподъемно в указанные сроки, особенно если учесть, что конкурсная документация должна быть официально опубликована не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Можно, конечно, предположить, что в связи с объявлением перспективы ликвидации ГЖУ активизируются частные фирмы, стремящиеся взять на себя функции управления жилым фондом. Уже сегодня в Совет домовых комитетов г. Ижевска и мою общественную приемную депутата регулярно поступают обращения граждан с жалобой на фальсификацию решений общих собраний собственников управляющими компаниями или с просьбой помочь разобраться, насколько правомерен договор управления, навязываемый жителям частной фирмой. В большинстве договоров, как правило, содержатся пункты, ущемляющие интересы жителей. Можно представить себе, какое количество конфликтов грозит вспыхнуть в связи с массовым заключением «кабальных» договоров с частными конторами уже в ближайшее время.
Чтобы смягчить последствия этого процесса, активистами движения «Домовые комитеты Ижевска» и Координационного Совета гражданских действий был еще полтора года назад разработан «примерный договор управления». В результате акций протеста нам удалось добиться того, чтобы глава правительства Удмуртии дал поручение администрации Ижевска и Минстрою организовать рабочий процесс с участием представителей протестного движения по разработке согласованной формы «примерного договора», а также четкой процедуры передачи дома в управления, которая позволяла бы соблюсти права и законные интересы жителей. В июле-августе 2007 года проекты обоих документов были подготовлены и согласованы, однако администрация в одностороннем порядке заблокировала их принятие.
О том, что с передачей теплосетей и управления жилым фондом в частные руки жителям большинства домов следует ожидать нового скачка оплаты жилищно-коммунальных услуг, свидетельствует опыт других регионов.

Причины

Уже перечисленный перечень грозящих проблем заставляет задуматься о целесообразности для властей идти на столь рискованную реформу – особенно в период перед президентскими выборами в марте следующего года. Однако, боюсь, что в данном случае «инстинкт самосохранения» может не сработать.
Во-первых, приватизация ижевской «коммуналки» – это огромные деньги, которые притупляют всякий инстинкт. Только платежи населения, которые сегодня проходят через ГЖУ, дают в год порядка 2,5 млрд руб. При установлении платы за услуги РКЦ в размере 3-5% от суммы платежа заработок на практически «пустом месте» составит от 75 до 125 млн руб. При отсутствии сколько-нибудь действенных систем учета контроля потребляемой городом теплоэнергии только через систему «приписок» можно ежегодно выкачивать из Ижевска, по оценкам экспертов, до ста миллионов рублей.
Во-вторых, сегодня в управлении городом создана, по сути, система коллективной безответственности, позволяющая проталкивать порочные решения по самым стратегическим вопросам. Городская дума фактически устранена от принятия стратегических решений и даже не пытается переломить эту ситуацию. Глава администрации города («сити-менеджер») Александр Ушаков практически неподконтролен ни депутатам, ни населению, а референтной инстанцией для себя, видимо, считает исключительно президентский дворец, в котором интересы «бизнес-группы Осколкова» уже давно находят полное понимание. Непрохождение кандидатов от протестного движения в составе избирательного списка РО партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в Госсовет Удмуртии через 7-процентный барьер (набрано лишь около 5,7%) усиливает ситуацию безнаказанности действий правящего в республике и городе политического клана.
Для многих депутатов очевидны безо-бразные условия, на которых Ушаков передает сегодня теплосети – важнейшую систему жизнеобеспечения Ижевска – под контроль коммерческой структуры, однако никаких выводов относительно судьбы «сити-менеджера» не последовало. Любопытно, что назначенный полгода назад начальником ГЖУ Виктор Зеленин отказался продлевать контракт с 1 декабря и еще в октябре ушел на больничный – как утверждают, для того, чтобы сбросить с себя ответственность за «грязную» схему передачи теплосетей ООО «УКС». До сегодняшнего момента важнейшая структура управления городом остается даже без и.о. руководителя. Элементы нарастающего хаоса системы, в котором отдельные силы рассчитывают обрести коммерческий выигрыш, налицо.

Ответный план

В этих условиях единственным способом, которым можно привести правящий в регионе клан в некоторое чувство реальности, остается организация массовых акций протеста населения. На ближайшем заседании Координационного Совета гражданских действий я намерен поставить вопрос о необходимости срочной подготовки кампании уличных выступлений с требованиями отказа от безответственной приватизации сферы ЖКХ Ижевска, восстановления поста всенародно избранного мэра Ижевска и отставки покрывающего всю эту «жилищно-коммунальную вакханалию» президента Волкова.