19 февраля Минфин наметил провести в Госдуме первые консультации с депутатами Госдумы по первому трехлетнему бюджету (на 2008-2010 годы) – так называемое «нулевое чтение» проекта. В основе проекта лежит принципиально новый подход, известный в международной практике как метод «скользящей трехлетки». То есть новая бюджетная система будет построена таким образом, когда утвержденные проекты второго и третьего года станут основой следующего бюджета.

Нововведение это уже получило политическое крещение: правительство подготовило поправки к Бюджетному кодексу, премьер-министр Михаил Фрадков подписал трехлетний финансовый план с основными параметрами, Совет Федерации одобрил переход к среднесрочному планированию. Напрашивается вопрос: есть ли необходимость заглядывать нам на несколько лет вперед в то время, когда макроэкономические показатели подвержены изменениям и прогнозы не всегда бывают точны?

До сих пор при однолетнем планировании раз от раза возникали проблемы с финансированием госрасходов. Например, подлодка строится не один год. И даже школу за год не построить. В результате часто объекты оставались незаконченными только потому, что при планировании следующих бюджетных расходов о них забывали. При среднесрочном бюджетном планировании эти проблемы отпадут. И не только эти.

«Трехлетка» даст возможность региональным и местным властям понять, какой объем помощи они получат из федерального бюджета на обозримую перспективу. Другой важный момент: ведомства и бюджетные учреждения смогут заключать долгосрочные контракты, в том числе по государственным закупкам и оборонному заказу. И – самое главное – в перспективе «трехлетка» должна привести к более эффективному использованию бюджетных денег, росту результативности расходов и отдачи от каждого потраченного казенного рубля.

В Минфине отвергают какую-либо взаимосвязь перехода на трехлетнее планирование с будущими думскими выборами. «Наши предложения формировать трехлетний бюджет были подготовлены задолго до выборов, - утверждает заместитель министра финансов России Татьяна Голикова,- И связаны они с тем, что нам нужна стабильность и предсказуемость». Не отрицая, что «активность депутатского корпуса в предвыборный период по принятию новых или расширению действующих обязательств существенно возрастает», она подчеркивает, что «бюджет не порождает финансовых обязательств, не влияет на размеры пенсий и зарплат бюджетникам».

Вместе с тем было бы наивно утверждать, что бюджет не отражает политические приоритеты. Да, перед выборами, как правило, больше внимания уделяется социальным задачам. Но что будет дальше, когда они пройдут? Среднесрочное планирование как раз направлено на то, чтобы бюджет верстался на основе не сиюминутных предпочтений, а приоритетных целей на ближайшую перспективу с учетом реальных финансовых возможностей и решения задачи эффективного использования средств.

Для принятия бюджета на три года нужно внести поправки в Бюджетный кодекс. В Минфине уверены, что их принятие позволит решить проблемы, связанные с исполнением бюджета и его наполнением доходными источниками. По словам министра финансов Алексея Кудрина, «все новые решения будут полностью обеспечены, Бюджетный кодекс позволит ответственно и эффективно решать задачи, которые ставит государство по развитию страны».

В поправках предусматривается создание резерва в 5% от общего объема расходов (примерно 250-300 миллиардов рублей). Эти зарезервированные в бюджете деньги на первый год позволят профинансировать дополнительные непредвиденные расходы в последующие два года. Например, на очередные национальные проекты. «Создание 5% резерва не связано с предвыборными веяниями, такой временно нераспределенный объем появляется только в плановом периоде, то есть для грядущего бюджета – это 2009 и 2010 годы, в 2008 году – в первом году трехлетки все ассигнования будут распределены по соответствующим расходным статьям», – поясняет Татьяна Голикова.

Поправки в Бюджетный кодекс могут затронуть и проблему Стабилизационного фонда, который по-прежнему служит источником яростных споров, сводящихся к решению вопроса «Тратить или нет?». С одной стороны, нет ничего плохого в том, чтобы почать «заначаку». Но нужно понимать, как будут исполняться в обозримой перспективе обязательства, принятые на потраченную часть. И за счет чего? Нельзя допустить того, чтобы страна оказалась в такой ситуации, когда к определенному году фонд будет потрачен, а денег для обеспечения всех ранее принятых в период высоких цен на нефть обязательств будет недостаточно. В Минфине отмечают, что сейчас обсуждается методология определения того объема ресурса из переменных «нефтегазовых» доходов, который должен тратиться на обязательства, которые мы приняли или хотим принять.

Главная идея трехлетнего бюджета заключается в создании четкой системы учета всех обязательств государства и стопроцентного исполнения решений в отношении социальной политики и экономического развития страны. В условиях политической и финансовой стабильности стало, наконец, возможным реализовать эту идею, благотворность которой, кстати, доказана опытом развитых западных стран.