Федеральная антимонопольная служба (ФАС) меняет систему штрафов. Компаниям-нарушителям придется платить 1-15% от выручки с продажи товара, а не с годового оборота предприятия, как это было раньше. По мнению юристов, эта система наиболее справедлива: предприятие должно отвечать только за те доходы, которые были получены незаконным путем. Но государству будет крайне сложно доказывать, сколько именно заработала компания, нарушив закон о конкуренции.

Новая редакция закона о защите конкуренции вступила в силу в октябре прошлого года. В документе несколько изменены понятия доминирующего положения на рынке. На сегодняшний день компании считаются монополистами, если втроем контролируют больше 50% рынка или впятером - больше 70%. Вместе с этим законом были разработаны поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП). Они были приняты Госдумой в первом чтении в ноябре прошлого года.

Предполагалось, что компаниям за злоупотребление доминирующим положением придется поделиться с бюджетом от 0,5% до 2% своего годового оборота. Согласно документу, за картельное соглашение или согласованные действия (сговор) нарушители должны понести административное наказание в виде штрафа в размере от 1% до 4%. За недобросовестную конкуренцию - до 5 тыс. МРОТ (500 тыс. рублей). Для сравнения - по действующему закону, самое весомое наказание для нарушителей - административный штраф в 500 тыс. рублей и изъятие незаконно полученного дохода. "Действующим законом установлены фиксированные штрафы. То есть, за определенное нарушение - конкретный штраф, а не проценты от выручки", - говорит Марина Пушкарева, заместитель руководителя Управления ФАС по Свердловской области.

В ходе дальнейших рассмотрений поправок в Госдуме выяснилось, что предприниматели против новой системы штрафов: даже 1% от годовой выручки - слишком большая плата за нарушение антимонопольного законодательства. Поэтому принятие поправок в КоАП опять отложилось на неопределенный срок. "Многие депутаты не хотят ссориться с крупным бизнесом накануне выборов, - объяснил ситуацию Игорь Артемьев, руководитель ФАС. - Поэтому мы разработали более мягкий вариант поправок в КоАП".

Если депутаты не будут против, за злоупотребление доминирующим положением и картельный сговор компаниям придется платить 1-15% выручки от реализации товара, на рынке которого было совершено нарушение. Если компания монопродуктовая, то штраф будет ближе к 1% оборота, если мультипродуктовая - ближе к 15%. При этом в документе оговаривается, что штраф за злоупотребление доминирующим положением и картельный сговор не должен превышать соответственно 2% и 4% совокупного оборота компании.

Юристы утверждают, что штраф с годового оборота - серьезное наказание. Зато штраф из расчета выручки за определенный товар - справедливое. "За нарушение антимонопольного законодательства на Западе взимается штраф в размере от 1 до 3 % от годового оборота компании, - говорит Роман Речкин, специалист агентства юридической безопасности "Интеллект-С". - На практике это могут быть колоссальные суммы. Именно поэтому западные компании стремятся избегать нарушений антимонопольного законодательства. Но когда штрафы взимаются из расчета выручки от продажи определенного товара, полученной в результате нарушения закона, наказание соответствует нарушению. Скажем, если предприятие незаконным путем заработало 10 тысяч рублей, то и штраф оно заплатит, исходя из этой суммы. Однако в этом случае государство должно доказать не только факт нарушения, но и обосновать выручку именно в 10 тысяч рублей".

По мнению специалистов, именно с доказательствами у антимонопольщиков могут возникнуть основные проблемы. "Проблема в том, что в делах о нарушении антимонопольного законодательства очень сложно доказывать как сам факт нарушения, так и суммы штрафов, - говорит господин Речкин. - Например, компания нарушает антимонопольное законодательство, благодаря чему получает некую прибыль, с суммы которой и должен исчисляться штраф. Но как государство будет доказывать, сколько именно заработала компания, ограничив доступ конкурента на рынок? Убытки и прибыли всегда доказывать сложно. Гораздо проще взимать 1% от годового оборота, причем это более весомые суммы".

Впрочем, свердловскому ФАС взимать штрафы за нарушение закона о конкуренции приходится крайне редко. "За три года было наложено только три штрафа за злоупотребление доминирующим положением на рынке, - комментирует ситуацию госпожа Пушкарева. - Все штрафы были наложены на естественных монополистов".

Вступление поправок в КоАП на ситуацию мало повлияет, считает Роман Речкин: "В Свердловской области подобные споры между компаниями и ФАС - редкость. Причина как раз в том, что достаточно сложно доказывать сам факт нарушения. Например, так было, когда ФАС обвинил участников бензинового рынка в сговоре. Об этом поговорили, но доказать факт сговора не смогли".

После того как поправки в КоАП примут, у ФАС будет время перейти на новую систему штрафов. В течение года антимонопольное ведомство может применять ныне действующую систему штрафов или наказывать нарушителей согласно поправкам.

Источник http://allrussia.ru/

 

Постоянный адрес новости http://allrussia.ru/nowadays/default.asp?NS_ID={B30EF729-1CDA-4359-932B-19F9BC6C86F3}&HN_ID=3