В первый бюджетный месяц нового 2007 года власти Удмуртии были как-то особенно щедры в «культурных» расходах. По сравнению с январем 2006 года затраты консолидированного бюджета по статье «культура» выросли в 3,2 раза.

В январе 2007 года на территории Удмуртии собрано 4 млрд. 650,7 млн. руб. налогов и сборов (без учета ЕСН). Это на 199,7 млн. руб. больше, чем в декабре 2006 года и на 962,7 млн. руб. больше чем в январе 2006 года.Однако, принимая в расчет развернутую в республике политику «оптимизации» расходов на содержание бюджетной сферы районов и городов, можно с уверенностью констатировать, что дело, скорее всего, в новогодних торжествах с цирковыми представлениями, которые в текущем году, видимо, удались в Удмуртии гораздо лучше, чем в прошлом. За что в конечном итоге пришлось раскошелиться бюджету республики.
В целом расходная часть бюджета в коротком на рабочие дни январе оказалась меньше декабрьской в 4,4 раза, и по сравнению с январем прошлого года тоже уменьшилась, но совсем на чуть-чуть
(-3,7%). В то же время январские доходы консолидированного бюджета Удмуртии по сравнению с январем 2006 года выросли на 39,7 процента, а сбор налогов во все уровни бюджетов на территории Удмуртии увеличился на 20,7 процента.
По всем основным параметрам исполнение консолидированного бюджета в январе было сверхпрофицитным – доходы превысили расходы на сумму около 850 млн рублей. Между тем, по данным минфина УР остатки средств на счетах бюджета буквально растаяли в тот же период и фактически на ту же сумму (851,1 млн руб.). Публикуемая властями отчетность не раскрывает направления ухода такого значительного объема средств из бюджета Удмуртии. Но можно предположить, что большая их часть пошла на погашение государственного долга Удмуртии. В конце февраля председатель бюджетной комиссии Госсовета УР Софья Широбокова косвенно подтвердила это предположение, сообщив, что сумма государственного долга республики уменьшилась в 2006 году на 725 млн рублей.
Необходимость платить по долгам связала расходную политику республиканских властей. Резкому сокращению в январе подверглись даже те из затратных статей, которые в прошлом году демонстрировали повышенную динамику. Например, январские расходы на транспорт уменьшились по сравнению с январем 2006 года в три раза, на 9 процентов ниже января прошлого года оказались бюджетные расходы на здравоохранение, а рост расходов на образование составил только 3,4 процента. Сумма затрат на обеспечение правопорядка уменьшилась на 35 тыс. рублей. И уже традиционно сэкономили на ЖКХ - здесь снижение расходов по отношению к январю 2006 года достигло 23 процентов. Некоторому ограничению подвергся даже рост расходов на содержание органов власти и управления (+12,5 %). А президент Удмуртии Александр Волков, можно сказать, на личном примере показал населению, как потуже «затянуть пояс», ограничившись в январе 70 тыс. рублей жалованья на свое содержание. Для сравнения: в декабре 2006 года услуги президента Волкова в качестве высшего должностного лица Удмуртии обошлись налогоплательщикам республики в 435,9 тыс. рублей.
Доходы жителей республики стали основным источником поступлений в консолидированный бюджет Удмуртии в январе. Сумма налога на доходы физических лиц более чем в два раза превысила январскую сумму второго по объемам налога в бюджете Удмуртии - налога на прибыль. А по сравнению с январем 2006 года поступления от подоходного налога выросли на 29,2 процента. Но самым растущим в этот момент, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, все равно оказался налог на прибыль (+2,2 раза). Самым «падающим» - транспортный налог (-2,4 раза). Прирост остальных налоговых доходов был относительно ровным: акцизы (+29 %), налоги на совокупный доход (+42 %), платежи за пользование природными ресурсами (+15,9 %). Плавно подросла сумма помощи из федеральной казны (+14,8 % по сравнению с январем 2006 года). Зато неналоговые доходы в бюджете Удмуртии по отношению к ситуации годичной давности увеличились в 4,2 раза. Незначительные в этот период года бюджетные доходы от налога на имущество организаций (остающиеся в консолидированном бюджете УР) не позволили повлиять на изменение уровня централизации бюджетных ресурсов. Налог на имущество организаций даже не вошел в январский рейтинг семи основных налоговых доходов бюджета Удмуртии, а уровень централизации с учетом вернувшихся в республику федеральных субвенций, субсидий и дотаций составил 67,4 процента. Но это все равно на 5,4 процента ниже, чем уровень централизации в январе 2006 года.


Рейтинг налогов в январе 2007 года