В Зональном районе рядом с часовней, возведенной там, где погиб губернатор Михаил Евдокимов, непонятно как появился дом. Вот что удалось выяснить корреспондентам "Алтайской Правды". Двухэтажный коттедж располагается примерно в ста метрах от мемориала. Строительство началось еще в ноябре 2006 года, им занимается компания "Ариадна-Алтай". Ежедневно помянуть трагически погибшего губернатора Михаила Евдокимова, его водителя Ивана Зуева и телохранителя Александра Устинова на трассе останавливаются сотни людей. И не всем этот "домик" нравится. "Ни для кого не секрет, что здесь будет кафе, - говорит нам остановившийся у часовни водитель, - "Домик у дороги" - как в песне у Евдокимова". Хозяева дома подошли к строительству основательно: здесь уже пробурили скважину, провели электричество, подготовили место для парковки. Но кое-что упустили.

Есть вопросы

Само строительство ведется с большими нарушениями: фактически у застройщиков есть только разрешение главы Зонального района на отвод земли, а вот генерального плана и проектно-сметной документации пока нет. Этот факт не стал отрицать Алексей Паршин, заместитель главы Зонального района: "Да, генерального плана у них нет, но они обещали его подготовить в ближайшее время. На сегодняшний день строительство приостановлено".

Впрочем, прекратить стройку еще с марта официально требовали и дорожники.

Анатолий Высоцкий, заместитель начальника КГУ "Алтайавтодор", рассказал корреспонденту "Алтайской Правды": "19 марта главе Зонального района мы отправили предписание N 03-19/173 "О несанкционированном строительстве на 1-м километре автодороги "Чуйский тракт - село Плешково". В нем говорилось: "работы на объекте дорожного сервиса выполняются без технических условий и без проекта, согласованного с КГУ "Алтайавтодор". Просим Вас принять меры к прекращению самовольной застройки". 26 марта предписание мы отправили и директору ООО "Ариадна-Алтай", где предупредили о нарушении им строительных норм и правил, закона "О безопасности дорожного движения в Алтайском крае", "Правил установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования в Алтайском крае". Но стройка не прекращалась до середины апреля.

Дом памяти или кафе?

Впрочем, для людей, приезжающих почтить Михаила Сергеевича, скорее всего, не так уж и важен этот бумажный вопрос. Их прежде всего волнует соседство такого домика с часовней. Кафе - это выпивка, музыка, танцы. А как же память?

Алексей Паршин, заместитель главы Зонального района, пояснил корреспондентам "Алтайской Правды":

- Кафе планируется, но не в прямом смысле. В доме под него отводится небольшая комнатка, где все желающие смогут перекусить: бутербродики, салатики, сок. Но придорожное кафе это напоминать не будет: никакой водки и шашлыков! Строительство ведется при участии фонда Евдокимова, они хотят сделать здесь видеозал, где можно посмотреть фильмы с Михаилом Сергеевичем, музей, где собираются продавать сувениры, фотографии, диски и книги о Евдокимове, а также свечи и иконки. К тому же здесь разместятся дворники и охранники, которые будут следить за порядком и чистотой у часовни. Люди оставляют на земле бутылки, бумажки, другой мусор. А когда появится в этом уголке хозяин - бардак закончится...

Владимир Манаев, директор компании "Ариадна-Алтай" (возглавлявший при Евдокимове комитет по транспорту и дорожному хозяйству администрации края), подтвердил нам по телефону: "Строительство ведется совместно с фондом Евдокимова. Это Дом памяти с музеем, комнатой для просмотров фильмов о Михаиле Сергеевиче, и никакого кафе".

Мы позвонили в Москву Сергею Чегодаеву, генеральному директору межрегионального общественного фонда имени Евдокимова, он пояснил: "Застройщик - пока еще не фонд Евдокимова, строительством занимается Владимир Манаев, который состоит в отделении фонда. Домик будет под нашей эгидой. Это - не просто кафе, здесь обязательно организуют лавку для продажи свечей, дисков, кассет, цветов. Никакого ресторана не планируется.

А теперь подумаем вместе: зачем Дом памяти, если есть часовня? Назвать коттедж ночлежкой для дворников и охранников язык не поворачивается - слишком красивый и большой. Музей Евдокимова - его открывают в Верх-Обском, зачем еще здесь?

Не секрет, что это место - лакомый кусочек для придорожной торговли. Как только освятили часовню, заявки на строительство рядом с ней торговых ларьков и кафе посыпались на администрацию района. Но землю получила только "Ариадна-Алтай". Повезло?

Настораживает и другое: кто даст гарантию, что "Домик у дороги" не превратится в придорожный ресторан? Пусть не сейчас, так через год-два...

Опрос

Нужен этот дом или нет?

Вот что нам ответили.

Галина Евдокимова, вдова:

- Я неоднократно останавливалась у часовни и видела стройку, но затрудняюсь что-либо ответить. О чем говорить, если дом уже строится? Единственное, что знаю: этот дом для людей, которые будут следить за порядком у часовни и камня. А музей... Сейчас большая экспозиция готовится в школе села Верх-Обское. Считаю, что логичней открывать музей там, где родился Михаил Сергеевич. Я не сторонница продавать на месте гибели сувениры и фильмы. Хотя действительно здесь останавливается очень много людей. Может, это и удобно купить воду или сок, но главное - все должно быть в пределах разумного. Чтобы здесь не было увеселительного заведения...

Александр Михайлов, народный артист России, друг Михаила Евдокимова:

- Первый раз слышу об этом! В том, что на этом месте будут продавать Мишины видеокассеты и диски, я не вижу ничего плохого. Пусть люди знакомятся с творчеством Евдокимова, можно здесь же продавать книги и других алтайских писателей. Нормально, если будут чай, кофе, свечки. Но если начнется буйная торговля - то это катастрофа!..

Отец Алексей, секретарь епархиального совета (по благословению епископа Барнаульского и Алтайского Максима):

- В православной традиции издавна принято на месте гибели ставить часовню, но никакого кафе здесь быть не должно. Это место памяти, скорби, где люди могли бы помолиться, помянуть человека. Нельзя, чтобы рядом молились и ели-пили. Что касается свечей и икон, то такие священные предметы должны продаваться только в церкви или церковной лавке и с разрешения владыки. Не думаю, что церковь будет заниматься этим в подобном месте. Евдокимов многим дорог, помянуть его приезжают сотни людей, возможно, такой дом и будет удобным для них, но он должен размещаться как можно дальше от часовни. Я предполагаю, что это строительство многие верующие воспримут негативно. Память о человеке должна жить прежде всего в наших сердцах.

P.S.

Когда едешь по трассе и видишь белоснежную часовенку, а рядом отделанный черепицей коттедж, душу коробит. И никак не верится, что здесь будут покой и порядок.

Диски, фильмы - это, конечно, хорошо, но в таком месте хочется еще и чего-то духовного, искреннего, чего не купишь ни за какие деньги.

А как у других?

Красноярский край. В Ермаковском районе 28 апреля 2002 года разбился вертолет губернатора Александра Лебедя. Сейчас на этом месте деревянная часовня и памятный знак.

Сахалин. 22 августа 2003 года в 115-ти километрах юго-западнее Петропавловска-Камчатского упал вертолет, на борту которого находился губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов. Там установлены памятник и деревянный крест.

Республика Алтай. 22 февраля 2003 года на 467-м километре трассы Новосибирск- Ташанта в районе села Манжерок в автокатастрофе погиб мэр Барнаула Владимир Баварин. Сейчас на месте трагедии памятник с портретом Владимира Николаевича.

Источник http://allrussia.ru/

Постоянный адрес новости http://allrussia.ru/nowadays/default.asp?NS_ID={8021DF77-1BC3-4CED-B9B5-244F6687714E}&HN_ID=7