Недавно один из читателей занес мне старый агитационный буклет президента Волкова, напечатанный в разгар вторых президентских выборов в нашей республике. С обложки на меня заботливо смотрел немного усталый от государственных дум Александр Александрович. «Главное – это забота о людях. А.А. Волков» - значилось под фотографией. Подчиняясь общей привычке начинать чтение с конца газеты, я тут же открыл последнюю страницу буклета.

фотоТам под заголовком «Задачи власти» после слова «предстоит» были перечислены четыре тезиса, достойные повторного тиражирования. Вот эти нехитрые «задачи власти»: «Продолжить выполнение республиканских целевых программ; разработать и принять законы, направленные на улучшение жизни людей; добиться финансирования намеченных планов; сплотить все созидательные силы общества для совместной конструктивной работы». От пустоты перечисленных задач читать то, что было между первой и последней страницами уже не хотелось. Но все-таки на этой неделе возник повод вспомнить о «законах, направленных на улучшение жизни людей».
Во вторник, 15 мая в газете «Известия УР» был опубликован с виду «технический» закон
«О внесении изменений в Закон УР «О президенте Удмуртской Республики». Об этом законе с прошлого года шептались в кулуарах аппаратчики и депутаты. И вот спустя почти три месяца после утверждения в Госсовете УР и почти два месяца после подписания Президентом Удмуртии закон, наконец, опубликовали, пусть и еле читаемым размером шрифта в номере тиражом несколько сот экземпляров. Теперь, начиная с 15 мая, этот законодательный акт считается вступившим в силу.
Все новые «изменения» в Законе «О Президенте УР» оказались связаны с «социальными» и прочими гарантиями политической и безбедной жизни Александра Волкова и членов его семьи при исполнении полномочий и что особенно важно после отставки с поста Президента Удмуртии.
Согласно вступившим в силу поправкам, Президенту Удмуртии положена круглосуточная охрана, оплачиваемая из бюджета республики, служебное жилое помещение в виде отдельной квартиры и единовременная субсидия на приобретение жилья. Кроме того, из бюджета Удмуртии оплачивается медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение президента Волкова и членов его семьи, правовая защита и, что любопытно, «переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации». Жизнь и здоровье Президента Удмуртии подлежат страхованию на сумму, не менее годового среднего денежного содержания. Отдельным пунктом прописаны представительские расходы и расходы на содержание служебного жилого помещения. Эти затраты президента Волкова также компенсируются ему из бюджета Удмуртии, причем без какой-либо регламентации величины этих сумм.
Зато теперь совершенно точно известно, что у президента Волкова, возможно, самый большой в республике, а то и в России, ежегодный оплачиваемый отпуск - 55 дней. При выходе в отпуск президент Волков получает единовременную выплату в размере двух должностных окладов.
Расходы бюджета Удмуртии на содержание нынешнего Президента УР не прекратятся даже после его отставки. Сложившему полномочия Президенту Удмуртии полагается единовременное пособие в размере годового среднего денежного содержания и почетное звание «Почетный гражданин Удмуртской Республики». Если Александр Волков уйдет с поста президента до достижения им пенсионного возраста (сегодня президенту Волкову 55 лет, из которых 14 лет он в разных должностях правил Удмуртией) ему из республиканского бюджета будут выплачивать пособие в размере 75 процентов среднемесячного денежного содержания Президента Удмуртии, подлежащее периодической индексации. В случае устройства экс-президента Волкова на работу работодателю не придется волноваться из-за его привычки к большим деньгам – при получении отставником заработной платы ниже его содержания на посту Президента Удмуртии ему будут доплачивать до 75 процентов от суммы прежнего президентского содержания с периодической индексацией по мере увеличения месячного содержания Президента Удмуртии. Та же схема действует и при достижении Александром Волковым пенсионного возраста. К его стандартной трудовой пенсии полагается существенная доплата – те же 75 процентов президентского содержания с индексацией. Даже смерть экс-президента не освободит (хотя и значительно облегчит) расходы бюджета республики - членам семьи бывшего Президента Удмуртии полагается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, определяется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством для назначения пенсии по случаю потери кормильца. Кроме того, в случае «потери кормильца» члены семьи бывшего президента получат страховую выплату в размере годового денежного содержания Президента Удмуртии, поскольку после его отставки жизнь и здоровье отставника подлежат пожизненному страхованию за счет бюджета Удмуртской Республики. Заложена в новый республиканский закон и страховка от превратностей федерального законодательства. В случае расхождения гарантий, предоставляемых Президенту УР законами Российской Федерации и гарантиями, данными ему республиканским законодательством, применяется тот закон, который выберет сам президент Волков.
Но самое интересное, что согласно вступившим в силу 15 мая поправкам в закон «О Президенте УР» президент Волков никуда не собирается уходить. Даже после отставки за ним сохраняются все виды связи, которыми располагают органы государственной власти Удмуртии, а все его телеграфные и почтовые отправления обрабатываются и отправляются в разряде правительственных. Должны сохраниться после отставки и транспортное обслуживание, и право пользования залами для официальны лиц и делегаций в аэропортах и вокзалах. Сохраняется медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение экс-президента Волкова и членов его семьи, правовая защита, а также «иное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и Удмуртской Республики». Все это должно будет оплачиваться из бюджета Удмуртии, в котором нет денег для достойной социальной защиты простых граждан, достигших пенсионного возраста. Главным же политическим сюрпризом для будущих руководителей республики будет содержание статьи 17.9 нового закона. Согласно прописанной там норме, находящийся в отставке Президент Удмуртии вправе участвовать в заседаниях Госсовета УР и его президиума, Правительства УР и его президиума, иных государственных органов Удмуртской Республики, в совещательных и консультативных органах при Президенте УР, причем с правом голоса, пусть и совещательным.
Проект закона о привилегиях Волкова, каковым, по сути, является новый закон «О внесении изменений в Закон УР «О Президенте Удмуртской Республики», появился в недрах республиканской бюрократической машины в ноябре прошлого года. Формальным инициатором его принятия является председатель депутатской комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Жанна Дворцова. Но существует и официальный отзыв Президента Удмуртии на данный законопроект. В письме от 6 декабря 2006 года за № П11-50-2365 Александр Волков скупо сообщил: «Рассмотрев проект закона (…) замечаний и предложений не имею». Ну, что же, по крайней мере, это полностью соответствует предвыборной позиции президента Удмуртии: «Готов приложить все силы, чтобы главная цель стратегии – повышение качества жизни людей – была достигнута ближайшие годы».
Однако замечания к законопроекту все же были, правда, довольно робкие. Самым радикальным из них, как ни странно, оказалось заключение не федеральных структур, а начальника отдела правового управления Аппарата Госсовета УР Н.В. Хариной. Г-жа Харина отметила наличие расхождений с федеральным законодательством в отношении пользования специальной связью и продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, а также предложила определить перечень расходов Президента УР, которые относятся к «представительским». А норму о правовой защите Президента УР правовое управление Госсовета УР вообще посчитало «излишней», поскольку согласно Конституции РФ «каждому гражданину гарантируется государственная и судебная защита его прав и свобод». Но Александр Волков не понаслышке знает, как у нас соблюдается Конституция, как-никак сам является ее гарантом на территории республики. В принятом законе норму о правовой защите оставили. Аргумент о необходимости заключения, связанного с дополнительными расходами бюджета Удмуртии, отбил одним предложением представитель Президента Удмуртии в Госсовете УР. В письме от 14 декабря 2006 года г-н Поджаров лаконично ответил, что принятие закона «дополнительных расходов бюджета Удмуртской Республики до 2009 года не повлечет».
Еще остроумней во дворце президента Удмуртии поступили с проблемой отпуска. Обойти Трудовой Кодекс РФ удалось без всяких проблем. Президенту Удмуртии просто добавили к 28 законным дням ежегодного отпуска еще 27 дней дополнительного оплачиваемого отпуска в качестве компенсации за «ненормированный рабочий день».
Между тем, два шанса потерять часть из новых гарантий Президенту Удмуртии все же пришлось оставить. Согласно закону, ушедший в отставку Президент УР лишится своей 75-процентной надбавки в случае отрешения его от должности Президентом России или в случае прекращения полномочий досрочно на основании вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда. Кстати, эти же основания не являются основанием для прекращения всех остальных преференций, оговоренных в законе. Во всяком случае, в тексте закона это не оговорено. Читаешь, и сам собой всплывет перед глазами державинский вольный перевод оды Горация: Так! – весь я не умру, но часть меня большая/ От тлена убежав, по смерти станет жить/ И слава возрастет моя не увядая