«День» продолжает внимательно следить за конкретными шагами властей, в результате которых отнимаются законные льготы незащищенных слоёв населения, ущемляются их права, ухудшается уровень жизни.

К координатору Движения «Домовые комитеты Ижевска» Андрею Коновалу обратилась Гульсина Махмутовна Махмутова. Она принесла с собой квитанцию на оплату ЖКУ и изложила свою ситуацию.

Она инвалид II группы, то есть является получателем федеральных льгот, в том числе имеет право на 50-процентную скидку с оплаты ЖКУ. И вот почему-то с ноября 2004 года с левой части платежки эту скидку убрали. То есть в правой части платежки, где начислены платежи за коммунальные услуги, скидка осталась, а в левой, где платежи за содержание и ремонт жилья – нет.

Почему? – спрашивает Гульсина Махмутовна. Мы поинтересовались, спросила ли она сама об этом у кого-нибудь, прежде чем прийти к нам. Да, сказала пенсионерка, она позвонила в Расчетный центр по телефону, указанному на обороте платежки. С кем разговаривала, не знает. На другом конце провода ответившая ей женщина сказала, что да, льгота снимается с тех, у кого «квартира покупная».

Следом за Гульсиной Махмутовной я тоже позвонила в Расчетный центр и задала интересующий меня вопрос как журналист. В ответ на моё представление безымянная сотрудница с ходу попыталась отгородиться, ссылаясь на некую «конфиденциальность». Это было бы понятно, если бы я назвала конкретную фамилию и потребовала разгласить касающуюся этого гражданина финансовую информацию. Но я ведь даже не назвала имени обратившегося человека – речь шла о ситуации с которой столкнулась целая категория граждан.

В Расчетном центре мне подтвердили, что 50-процентная льгота снимается с инвалидов по оплате жилищных услуг, «если квартира покупная». На основании каких документов это делается, уточнила я свой вопрос. Голос сослался на статью 17 федерального закона «О защите инвалидов» № 181 от 24 ноября 1995 года.

Я нашла этот закон. Вот тот фрагмент, который трактует интересующую нас тему: «Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению».

Как я ни старалась найти в этих строчках упоминание о «покупной квартире», я его не нашла. И почему чиновники сочли приватизированную квартиру инвалида расположенной уже вне муниципального жилого фонда, мне понять тоже не удалось.

Надо сказать, что простой опрос знакомых, которые находятся точно в таком же положении, что и Гульсина Махмутовна, то есть они – инвалиды и проживают в приватизированных квартирах, показал, что у других эту льготу не отняли, то есть они продолжают платить половину и по левой части платежки тоже. И второй вопрос: почему же действие их (чиновников) трактовки достаточно внятно написанной нормы закона началось для Махмутовой не с 1995 года, когда закон вступил в силу, а с ноября 2004 года? Что случилось в этом ноябре?

На память пришла история с 33 киловаттами, которыми в 2005 году администрация ограничила объем потребления электроэнергии, подпадающий под 50-процентную льготу для ветеранов. Никто до сих пор не попытался оспорить этот произвол в суде, а прокуратура, видимо, «утешила» заявителей очередными отписками. Незаконная норма действует до сих пор, отбирая у льготников по 30-50 рублей ежемесячно.

По просьбе Гульсины Махмутовны Махмутовой депутат Гордумы Ижевска Андрей Коновал сделал депутатский запрос по поводу лишения пенсионерки права на предоставленную ей федеральным законом льготу.