Олег Шеин, Союз Координационных Советов России.  

1. В НУ индивидуальная оплата за коммунальные услуги, в ТСЖ - коллективная. Отсюда (а) люди в ТСЖ должны платить за должников-соседей; (б) при создании ТСЖ нужно сразу выложить несколько десятков тысяч рублей за общедомовые счетчики (объем сбора с пятиэтажке при тарфие 6.5 руб. в месяц - 25.000 руб., совокупная стоимость общедомовых счетчиков порядка 80.000); (в) в итоге те, у кого нет дома поквартирных счетчиков, часто платят больше норматива; (г) в результате председатель ТСЖ становится ненавистной фигурой, который должен стать врагом либо владельцев поквартирных приборов учета, либо тех, кто не имеет квартирных счетчиков.

2. В НУ по закону возможно всегда заочное голосование, в ТСЖ оно возможно лишь при наличии соответствующей записи в Уставе. В результате, поскольку очное собрание почти никогда в России не набирает кворума, при плохом Уставе невозможно ни сменить председателя, ни изменить Устав.

3. Законодательство разрешает создание супер-ТСЖ, объединяющего несколько домов, но при этом не предусматривает права жителей отдельного дома, без согласия остальных членов ТСЖ, из такого объединения выйти. Результат: в г. Саратове мэрия 400 домов уговорила войти в одно ТСЖ, и в результате создалась криминализированная структура, которую нельзя покинуть. Ввиду особенностей законодательства людям отказал в таком праве даже Высший Арбитражный Суд, несмотря на то, что жителей поддержала прокуратура и обладминистрация. В НУ нет таких проблем.

4. Ведение дел юрлдица накладывает дополнительный груз платежей, в частности, НДС. Четыре раза Минфин писал письма о взимании с ТСЖ налога на прибыль, и только поднятый нами с Хованской шум вынудил Минфин несколько отступить.

5. Новая проблема - льготников по уплате земельного налога, живущих в ТСЖ, льгот лишают сегодня по всей стране, так как расчет уплаты идет не на прямую, а через ТСЖ. В НУ нет таких проблем.

Все это говорит не о том, что не надо менять законодательство, а о том, что при современном законодательстве предлагать соседям вступить в ТСЖ (если речь не идет о Москве, которая, как известно, не Россия, или о новом доме) могут только люди, которые не любят своих соседей, либо запутаны некоторыми «экспертами-вредителями». Люди, живущие в России и читающие законодательство, предпочитают НУ.

Вот статистика января 2007 года по выбору форм управления:
Новосибирск 104 ТСЖ, 394 НУ
Кемерово 3 ТСЖ, 25 НУ
Астрахань 14 ТСЖ, 540 НУ и т.п.

Сказанное не означает, что не надо менять ЖК. Но вначале надо изменить ЖК и ФЗ-210, а также вытекающее из них 307-е Постановление Правительства, а потом уже говорить о преимуществах ТСЖ.

И последнее, что касается морковки капремонта (которую на палке держат перед осликом). Общий объем платежей граждан России за жилищные услуги в год 300-320 млрд. руб. Программа капремонта, рассчитанная на три года, определена в объеме 150 млрд., то есть 50 млрд. в год или в шесть раз меньше платежей граждан. Грубо говоря, объем программы равен (в среднем) двухмесячному сбору жителей домов за жилуслуги. Только люди, не умеющие считать в пределах четырех правил арифметики, откажутся от шести своих рублей, взамен получая один чужой. Поэтому темпы вывода домов в самоуправление снижать не надо, единственное, немного меняя тактику: те дома, которые стоят в программе капремонта на 2009 и 2010 годы, спокойно могут до этого времени уходит в НУ, те, которые стоят в программе на 2008 год, действительно вынуждены будут принять форму ТСЖ или заключить САМИМ (не ожидая конкурса) нормальный договор с УК. Право вернуться в НУ потом будет. Мы готовим типовые документы. При поражении ЕР на выборах в декабре мы поправим жилищное законодательство.

Источник http://www.ikd.ru

Постоянный адрес новости http://www.ikd.ru/node/3308