Не позднее 12 августа Госсовет Удмуртии должен утвердить схему одномандатных округов и территорий так называемых «региональных групп», по которым партии будут выдвигать своих кандидатов в депутаты Госсовета на выборах 2 декабря. Скорее всего, это произойдет раньше – на сессии 31 июля.

фото Напомним, что согласно новому федеральному законодательству не менее половины мест в региональных законодательных собраниях должны формироваться через выборы партийных списков кандидатов по пропорциональной системе. Принятый 27 марта 2007 года в Удмуртии закон установил, что 50 депутатов Госсовета УР будут избираться по мажоритарной системе, 50 – по пропорциональной (голосование за партийные списки кандидатов). Таким образом, количество одномандатных округов уменьшается в два раза и, соответственно, примерно в два раза увеличивается их территория и численность избирателей.

Округа

Работа Центральной избирательной комиссии УР над схемами будущих округов стартовала в начале этого года и проходила в режиме секретности, что, как отмечают наблюдатели, связано, прежде всего, с интересами республиканского руководства, традиционно управляющего процессом согласования «кандидатов власти». Та или иная нарезка территории по ряду причин может быть выгодна тому или иному потенциальному, в особенности действующему, депутату, чья территория в большей степени соответствует новым параметрам округа.
12 июля на заседании постоянной комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Госсовета УР состоялось первое рассмотрение проекта документа. Несмотря на то, что у некоторых депутатов есть претензии к новой схеме нарезки округов, внести в него сколько-нибудь серьезные изменения будет практически невозможно: кроме лоббистских возможностей «согласовавшей» его власти, есть еще объективные «технические» параметры - установленная законом численность населения, соответствие транспортным и демографическим реалиям. Это четко дал понять и председатель республиканского ЦИК Владимир Пономарев, заявивший, что «документ досконально просчитанный, и любая корректива повлечет за собой массу изменений, которые в итоге могут привести к разрушению полученного равновесия». «Существуют достаточно жесткие требования закона, это, в первую очередь, примерное равенство округов (+/– 10%), при этом не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой», - заявил руководитель избиркома. Эта установка позволила депутату Сергею Шаргаеву на заседании постоянной комиссии возмутиться принципом объединении округов в Ленинском районе Ижевска №№ 8-12: «Вы объединили территории, которые даже не граничат между собой». Тем не менее, гуляющий сегодня по рукам проект воспринимается и обсуждается депутатским сообществом уже как, по сути, окончательный.
Исходя из того, что в Удмуртии проживает 1 млн 205 тыс. 456 избирателей, средняя норма избирателей на один одномандатный округ составила 24.109 человек. Если учитывать разрешенный федеральным законом 10-процентный допуск, минимальная численность в округе должна составлять 21.695 голосующих, максимальная – 26.520. Ижевским еженедельником «Деловая репутация» проведен подсчет (см. таблицу) соотношения количества «старых» и «новых» округов по районам и населенным пунктам. Выяснилось, что вследствие реформы «норма представительства» одномандатников от Ижевска осталась на прежнем уровне – 42 %
(соответствует доле проживающих здесь избирателей), а представительство «малых городов» снизилось с 24% до 20% (теперь 10 округов из 50 вместо 24 из 100). Таким образом, несколько «выиграла» сельская местность, где проживают более «управляемые» административным ресурсом избиратели.

Региональные группы

Что касается выборов по партийным спискам, проект закона делит Удмуртию на 12 так называемых «региональных групп». Пять региональных групп находятся на территории Ижевска (Индустриальная, Ленинская, Октябрьская, Первомайская, Устиновская), 7 – охватывают территории 25 сельских районов и 4 города республики («Воткинская», «Глазовская», «Сарапульская», «Можгинская», «Северная», «Центральная», «Прикамская»). В среднем на одну региональную группу приходится 100.455 избирателей. На выборах по партийным спискам в Госсовет УР партии обязаны выдвинуть свои списки не менее, чем в 6 из 12 региональных групп, от 3 до 10 кандидатов – в каждой. Кроме того, выдвигается общереспубликанская «тройка» кандидатов от партии (точнее - от 1 до 3 кандидатов). Строка голосования «против всех» исключена. На выборах в Госдуму РФ и в Госсовет УР партии должны преодолеть 7-процентный барьер от явки избирателей. Например, при явке 60 % это составит 50.804 голосов избирателей.

Регистрация партий на выборах

Количество подписей, которое необходимо собрать для регистрации республиканского списка кандидатов на выборах в Госсовет УР, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории республиканского избирательного округа. Таким образом, необходимо собрать всего 6.048 подписей. Опасность для партии заключается в том, что для отказа в регистрации ЦИКу достаточно будет забраковать всего 121 подпись (10 % от 20 % подписей, отобранных для проверки). Для регистрации республиканского объединения по залогу необходимо внести денежные средства в размере 15 % от предельного размера расходования средств избирательного фонда избирательного объединения (не более 50 млн руб.). Таким образом, сумма залога составляет на выборах депутатов Госсовета УР 7,5 млн руб. Правда, в случае получения республиканским списком кандидатов по результатам голосования не менее 3 % от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, либо его допуска к распределению депутатских мандатов, залог возвращается.

Партийные «тройки»

Понятно, что в процессе голосования за партийные списки избиратели будут ориентироваться, прежде всего, на состав республиканской «тройки» кандидатов партии. Официальных решений на этот счет ни одна из партий пока не приняла, но весьма вероятно, что «тройки» на выборах в Госсовет будут совпадать с «тройкам» на выборах в Госдуму, которые тоже придутся на 2 декабря 2007 года. Закон предусматривает возможность победившим по обоим спискам кандидатам выбирать место депутатской работы, а на освободившиеся вакансии поднимается вверх следующий член этого списка. В настоящее время, по неофициальной информации, сформированы следующие кандидаты «троек».
«Единая Россия»: Александр Волков - президент УР, Геннадий Кулик - председатель Комитета Госдумы РФ по АПК, экс-министр сельского хозяйства «ельцинского» правительства; Евгений Богомольный - депутат Госдумы РФ, экс-управляющий ОАО «Удмуртнефть» (при Богомольном эта компания была продана концерну «Бритиш Петролиум»).
«Справедливая Россия»: Виктор Шудегов - член Совета Федерации РФ, известный также как креатура президента Волкова; Андрей Осколков – владелец группы предприятий «КОМОС», близкий к Волкову депутат-бизнесмен, Валерий Рухледев - президент Всероссийского общества глухих. Считается, что при успехе на выборах Шудегов, скорее всего, откажется от места в ГД РФ в интересах Осколкова, за что президент Волков снова обещает делегировать его в Совет Федерации.
ЛДПР: Михаил Питкевич - сын премьера «волковского» правительства УР Юрия Пикевича и зять секретаря политсовета «Единой России» Виктора Хорошавцева; Андрей Маркин - координатор УРО ЛДПР, бизнесмен (ООО «Столица»), известный в определенных кругах как «Маркел» и человек, тесно контактирующий по делам коммерческой застройки с сити-менеджером Ижевска Александром Ушаковым (членом регионального Политсовета «Единой России»); Энвиль Касимов - главный редактор официальной газеты «Известия Удмуртской Республики», политтехнолог «команды Волкова».
КПРФ: депутаты Госдумы РФ Юрий Маслюков и Николай Сапожников, традиционно поддерживаемые в Удмуртии региональным режимом во главе с Волковым и секретарь рескома Владимир Бодров, известный, главным образом, тем, что с февраля 2005 года выступал за свертывание участия коммунистов в протестном движении Ижевска, чтобы не участвовать в жесткой критике региональной власти.
Пятая партия, которая примет в Удмуртии участие в реальной борьбе на выборах в Госсовет УР и Госдуму РФ, - это региональное отделение «Патриотов России», созданное в конце прошлого года как «партийное крыло» протестного движения (Координационный Совет гражданских действий) и единственное из перечисленных парторганизаций, «не согласованное» с администрацией президента и правительства республики. По словам руководителя регионального отделения партии Сергея Щукина, «состав лидеров партийной «тройки» «Патриотов России» в Удмуртии определен, но пока не разглашается». Связано это с тем, что «Патриотам» как единственной в республике оппозиционной силе придется вести борьбу в очень жестких и неравных условиях.